Страница 1 из 2

Фото-репортаж. Санкт-Петербург "Ночь музеев"

Добавлено: 31 май 2018, 19:59
Лёля
"Ночь музеев" проводится в Петербурге ежегодно на протяжении одиннадцати лет. Более 110 музеев, галерей, библиотек, выставочных и концертных залов подготавливают специальные ночные и вечерние программы.
На все музеи действует единый билет стоимостью 400 рублей.
Более 50 музеев работают с 18.00 до 23.00 часов, остальные с 18.00 до 6.00 часов.
Из-за этого события второй год метро работает круглосуточно (из-за того, что разводят мосты) и каждый год с 23.00 между музеями курсируют бесплатные автобусы по восьми маршрутам.

Я хожу всего лишь шестой год. Уже накопился опыт в этом деле. Конечно все 117 мест физически не посетить, поэтому каждый раз покупаю единые билеты за месяц до события. К ним прикладывается буклет с описанием, адресами и маршрутами, изучаю, разрабатываю маршрут. Автомобиля нет, поэтому надежда только на общественный транспорт и на собственные ноги, которые нужно тщательно беречь. Мало того дойти, ведь еще нужно и по музею походить, посмотреть.
В этом году прошло не все удачно, но расскажу обо все по порядку.
Сразу напишу, что впервые (нехватка свободного времени) ставлю фото без редакции в фотошопе. Буду их редактировать, думаю закончу где-то к осени. Так как тут обещала побыстрее, немного обрезала, подправила и ставлю как есть.

1. Музей железных дорог России
Это главный железнодорожный музей России и один из крупнейших музеев железных дорог в мире. Торжественное открытие, приуроченное к 180-летию железных дорог России, состоялось 30 октября 2017 года.
Музейный комплекс расположен на территории более 50000 квадратных метров. Два корпуса — здание старого паровозного депо и эффектный современный корпус — объединены стеклянной галереей с подвесным мостом в единое пространство.
Фото с официального сайта музея
Изображение

Рассказывать особо нечего. Паровозами особо не интересуюсь и ничего в них не понимаю. Да еще и сообщили, что экскурсии не проводят (что совершенно нормально в других музеях), гуляйте сами по маршрутному листу.
Этот музей ночью работает впервые, думаю потом исправят свои недочеты. Их было много.
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Фото-репортаж. Санкт-Петербург "Ночь музеев"

Добавлено: 31 май 2018, 20:10
Лёля
Территория, конечно, огромная. Рядами стоят целые составы. Так вдоль них и гуляли.
Прямо посреди зала обнаружился туалет, довольно необычное "строение".
Изображение
Кое-куда можно подняться или заглянуть, это кабина одного из паровозов. Темновато, но видна куча непонятных вентилей.
Изображение
Пойдем дальше.
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Фото-репортаж. Санкт-Петербург "Ночь музеев"

Добавлено: 31 май 2018, 20:19
Лёля
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Фото-репортаж. Санкт-Петербург "Ночь музеев"

Добавлено: 31 май 2018, 20:31
Лёля
Случайно обнаружила, что под один из паровозов можно спуститься, ничего в этом не понимаю, но интересно.
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Этот паровоз стоит отдельно на отрезке рельсов, он вращается и подает сигналы.
Изображение
Изображение
Изображение

Фото-репортаж. Санкт-Петербург "Ночь музеев"

Добавлено: 31 май 2018, 20:43
Лёля
Не очень поняла в каком временном порядке что стоит, но наткнулась на составы Великой Отечественной. Даже можно было заглянуть в один товарный вагон.
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Хотя чуть подальше стояли и помоложе. Трудно разобраться без экскурсовода.
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Фото-репортаж. Санкт-Петербург "Ночь музеев"

Добавлено: 31 май 2018, 20:56
Лёля
Далее вышла на улицу, есть экспонаты и под открытым небом. Препятствием оказалась "яма" с рельсами и вдалеке стояли какие-то локомотивы. Но после лавирования в помещении, туда идти не захотелось, лень :)
Изображение
Кстати, вот этим можно объяснить, чем музеи отличаются ночью от обычных дневных будней.
Только этой ночью можно было увидеть "горячий" растопленный паровоз. Рядом стоит "машинист", руки в брюки, в воздухе стоит аромат самовара, смешанного с запахом смолы от шпал. Необычный запах :)
Изображение
Изображение
Изображение
Минуя какой-то голубой локомотив, наткнулась на вагон-ресторан. Естественно туда залезла.
Фотографий нет, было людно, узко и тесно. Но купила там вкусные пирожки с капустой.
Изображение
Изображение

Фото-репортаж. Санкт-Петербург "Ночь музеев"

Добавлено: 31 май 2018, 21:09
Лёля
Вернулись назад в помещение, только через него можно пройти на выход. Попался вагон "Красная стрела", на нем всякие воспоминания разных знаменитостей, тех, кто часто катался.
Изображение
Изображение
Изображение
На втором этаже была какая-то временная выставка современных художников, видимо на железнодорожную тему, тоже не пошла. Мне хватило всего, что вы увидели.
Правда заглянула в сувенирный магазин. Прикупила набор магнитов. Один сразу подарила, а два покажу в соответствующей теме.

Выйдя из музея, направила свои стопы... в библиотеку :) Конечно же не за книгами. Продолжение следует...

Фото-репортаж. Санкт-Петербург "Ночь музеев"

Добавлено: 01 июл 2018, 03:13
Лёля
2. Дом Бажанова

Предисловие: уже много лет подобные дома и особняки составляют мою главную цель в "Ночь музеев". Не всегда и везде можно запросто попасть днем. Только раз в год, ночью, возможны подобные посещения, знакомство с разными историями архитектуры Петербурга.

Народу было много, помещения небольшие, поэтому с фотографированием было особо не разбежаться. Рассказ буду дополнять фотографиями из интернета.

Полное название этого памятника архитектуры «северного» модерна — дом Торгово-промышленного товарищества Ф. Г. Бажанова и А. П. Чувалдиной. Коротко его обычно называют просто домом Бажанова — по имени директора-распорядителя Товарищества, купца 1-й гильдии Филадельфа Геннадиевича Бажанова (1865-1931).

Строился в 1907-1909 годах и предназначался для членов вышеупомянутого Товарищества — крупного акционерного общества на паях, которое занималось торговлей тканями. Это был не просто жилой дом, а настоящий многофункциональный комплекс: в фасадной части и ближайших к ней дворовых флигелях находились апартаменты Ф. Г. Бажанова и его семьи и правление товарищества, а в корпусах трех внутренних дворов — квартиры служащих, кухня, столовая и общежитие для молодых сотрудников. Помимо прочего, в комплекс входили прачечные и прочие хозяйственные службы, включая конюшни, коровник, каретный сарай и сбруйную.
Изображение
Комплекс действительно внушительный, но, стоя перед компактным фасадом, об этом трудно догадаться: с улицы Марата в дом ведет единственная дверь, что создаёт иллюзию особняка. Из-за этого здание часто ошибочно называют «особняком Бажанова».
Изображение

Фото-репортаж. Санкт-Петербург "Ночь музеев"

Добавлено: 01 июл 2018, 03:48
Лёля
Как уже было сказано, за небольшим, в общем, фасадом дома Бажанова скрывается целый потайной квартал, насчитывающий три двора.
Чтобы попасть во дворы, пройдем в арку в правой части фасада.
Первоначальные ажурные кованые ворота дома Бажанова были изготовлены на заводе «Карл Винклер», в 1990-е годы их забрали на реставрацию и до сих пор местонахождение неизвестно. Относительно недавно были сделаны новые ворота по старым эскизам.
Изображение
Изображение
Изображение
Подворотня непростая, с изгибом. Уже здесь мы можем оценить красоту майолики и метало-декора.
Изображение

Система внутренних дворов — одна из самых интересных особенностей дома Бажанова. Эта «анфилада дворов», с ее импозантной архитектурой и привлекательной декоративной отделкой, в каком-то смысле представляет даже больший интерес, чем более торжественный главный фасад здания.
Изображение
В трех дворах размещались квартиры служащих Товарищества, а также общежитие и столовая. Квартиры служащих насчитывали от 3 до 8 комнат. Теперь здесь тоже живут люди, только квартиры стали значительно меньше. Как и прежние обитатели дома, жильцы проходят в свои квартиры через подъезды, расположенные в этих дворах.
Изображение
Изображение
Изображение
Очень эффектно выглядят кованые балконные и оконные решетки.
Изображение
Сочетание сочной сине-зелёной майолики и белого кирпича создает ощущение добротности и благородства и делает пространство визуально светлее. Благодаря игре переливчатой майолики эти дворы даже в пасмурную погоду производят красочное впечатление.

В 2000-х годах стало очевидно, что дворовые фасады дома Бажанова нуждаются в восстановлении. В период с 2011 по 2012 год были проведены восстановительные работы в первом дворе дома, второй двор почти отреставрирован.
Третий же двор в данный момент находится в аварийном состоянии.
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Подвесные дворы
О таком я ни разу не слышала, может и есть еще подобное в Петербурге. По мне так это уникальное решение расположения и технологического решения всего комплекса. И это в 1900-х годах!

В соответствии с требованиями заказчика дом должен был иметь массу разнообразных комнат и служб, но при этом не иметь высоких корпусов. Так и появилась уникальная система подвесных дворов — еще одна изюминка, которой славится дом Бажанова. Смысл этой системы в том, что пространство под двором (не подвал, а именно центральная часть двора) функционально использовалось для технических нужд.
Территория использовалась предельно эффективно. Даже черные лестницы были снабжены электрическими подъемниками для дров, белья и прочих грузов, причем электропроводка была скрыта под штукатуркой. Дрова нагружались на специальную вагонетку, подвозились по подвалу к служебным лестницам, где забирались подъемниками и доставлялись непосредственной в любой квартире. Эти же лестницы соединяли каждую квартиру с ледниками и прачечной.
Любопытно, что дворы дома Бажанова всегда оставались сухими: от сырости и грунтовых вод здание оберегала специальная изоляция фирмы «Бюро Вега».

В настоящее время это подземное пространство никак не используется и находится в ветхом состоянии. Ведётся постоянная борьба с грунтовыми водами и регулярный ремонт инженерных коммуникаций. Уровень воды в подвальном этаже первого двора достигает двух лишним метров, постепенно снижаясь к третьему двору. В сложившейся ситуации передвижение по дворам (особенно это касается автотранспорта) трудно назвать безопасным.

Все это очень грустно. Ну что же, пойдем назад, смотреть интерьеры.
Изображение

Фото-репортаж. Санкт-Петербург "Ночь музеев"

Добавлено: 01 июл 2018, 04:05
Лёля
Квартира директора-распорядителя Филадельфа Геннадиевича Бажанова представляла собой практически «встроенный особняк» внутри многофункционального комплекса. Это была главная квартира дома. Она единственная имела вход с лицевого фасада.
Изображение
Теперь парадные помещения хозяйской квартиры занимает Детская библиотека истории и культуры Петербурга. На самом деле хоромы Бажанова были, конечно, обширнее: площадь квартиры составляла чуть более 1200 кв. м. Основная часть апартаментов (без комнат прислуги, уборных и прочих вспомогательных помещений) состояла из 26 комнат. Всего же комнат насчитывалось около 40.
Изображение
Изображение
Изображение
Но такое количество покоев не было следствием каприза или прихоти заказчика: у Филадельфа Геннадиевича и Екатерины Владимировны было 11 детей. Жилые и парадные комнаты располагались в основном на втором этаже главного корпуса и двух примыкающих к нему боковых флигелей (по периметру первого двора). Другие помещения «особняка» предназначались для правления Товарищества (зал заседаний и др.).

На второй этаж, прямо в апартаменты семьи купца, ведет парадная беломраморная лестница, изготовленная из каррарского мрамора в мастерской М. А. Кузнецова. Все фонари — подлинные.
Изображение

Изящные арочные проемы соединяют лестницу с холлом.
В 1984 году, когда сюда въехала библиотека, на этом месте была глухая стена, и только торчащие внизу из стены «балкончики» подсказали реставраторам, что нужно исследовать архивные материалы. После изучения исторических фотографий стало ясно, что для воссоздания первоначального вида интерьеров необходимо открыть заложенные арочные проемы.
Изображение
Изображение

Фото-репортаж. Санкт-Петербург "Ночь музеев"

Добавлено: 01 июл 2018, 04:23
Лёля
Прямо с верхней площадки парадной лестницы можно пройти в приемную. Это была первая комната, в которую попадали гости купца.
Здесь находится камин работы М. А. Врубеля на былинный сюжет встречи Микулы Селяниновича и Вольги Святославича. Этот камин — пожалуй, главная достопримечательность дома Бажанова. Впрочем, как мы еще увидим в других комнатах, это далеко не единственный камин в доме, хотя, безусловно, самый яркий и знаменитый.
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Этот камин является одним из повторений известной работы М. А. Врубеля, первый вариант которой был выполнен им совместно с Ваулиным в 1899-1900 годах в Абрамцевских мастерских под Москвой.
Тот первый, полулегендарный экземпляр камина был продемонстрирован на Парижской всемирной выставке 1900 года. Михаил Врубель получил золотую медаль, а Пётр Ваулин как химик-колорист был удостоен почетного диплома. После выставки камин был продан и, вероятно, остался во Франции. Следы его теряются.
Изображение
К счастью, в дальнейшем Ваулин несколько раз повторял эту композицию. На сегодняшний день известно четыре варианта разборных панно с этим сюжетом. Они находятся в Третьяковской галерее, в Русском музее (хранится в разобранном виде), в Музее декоративно-прикладного искусства в Москве и в музее «Коломенское» (все они несколько различаются по колористическому решению, орнаментам и рисунку деталей). Но всё это — лишь разборные майоликовые панно, и только камин в доме Бажанова является в полном смысле слова камином, имея все необходимые детали для использования по прямому назначению (правда, им сейчас не пользуются из соображений пожарной безопасности). Остальные четыре варианта, вероятно, создавались просто как выставочные образцы.
Изображение
Светильник в приемной раньше был другой (это хорошо видно на исторических фотографиях). Он не сохранился.
Нынешняя люстра тоже представляет собой произведение искусства, причем она старше дома примерно на сто лет. Теперь она уже приписана к зданию и стала неотъемлемой частью интерьера.
Изображение
В простенках окон — известные изразцы по эскизам Врубеля с рисунком «Павлин». Существует еще несколько экземпляров этого изразца: два в самом полном собрании майолики художника, в музее «Абрамцево», и один — в частном собрании в Москве. Все они раскрашены по-разному и имеют отличающиеся детали.
Изображение

Фото-репортаж. Санкт-Петербург "Ночь музеев"

Добавлено: 01 июл 2018, 04:41
Лёля
Из приемной в удивительно уютное помещение — кабинет Бажанова, который теперь является читальным залом истории и культуры Петербурга.
Изображение
Кабинет декорирован красным деревом. Двери, как и стенные панели, оформлены вертикальными деревянными тягами. Верхняя часть стен кабинета раньше была затянута тисненой кожей темно-зелёного цвета. Это покрытие не сохранилось.
Маленький угловой камин в кабинете — пожалуй, самый незаметный и скромный, но при этом очень стильный и уютный.
Изображение
Изображение
Выйдя из кабинета, направляемся в холл. Как и другие парадные помещения, эта комната имеет свое неповторимое лицо. Особое своеобразие ей придают необычный камин «в замковом стиле» и лепной фриз.
Изображение
Изображение
Изображение
Фриз проходит по всему периметру зала, на пилонах и в нише над камином. В общей сложности в этом относительно небольшом пространстве умещается более 50 фигур взрослых и детей, а также все времена года.
Мне удалось сфотографировать только один, близлежащий фрагмент.
Изображение
Двери, имеющие стеклянные вставки, ведут из холла в фойе с камином (фойе перед гостиной).
Стекла в дверях — частично с трещинками, но подлинные.
Изображение
Фойе — совсем небольшая, но прелестно оформленная проходная комната. Главным предмет обстановки здесь, как вы уже, наверное, догадались, служит камин. Рама камина выполнена из дуба.
Центральной темой в оформлении фойе является цветочная. Розы из наборного дерева повторяются на всех дверных полотнах (эти инкрустации хорошо видны, если закрыть двери со всех сторон). Стилизованные розы располагаются и на зеленоватых изразцовых плитках камина.
Изображение

Фото-репортаж. Санкт-Петербург "Ночь музеев"

Добавлено: 01 июл 2018, 04:55
Лёля
Из фойе с камином пройдем в камерную, очень теплую по атмосфере «дамскую» комнату, именуемую Грушевой гостиной.
Изображение
Как несложно догадаться по названию, в отделке этого зала использовано грушевое дерево, что можно встретить не так часто, поскольку эта порода древесины весьма дорога. Текстура у грушевого дерева очень мягкая, теплая, нежная.
Изображение
Над панелями грушевого дерева помещен фриз в технике намазной лепки, на котором изображен роскошный крымский парк с пирамидальными кипарисами и платанами, террасами, беседками, мостиками и фонтанами. Возможно, это изображения любимых мест семьи Бажановых в Крыму.
Изображение
Изображение
Под овалами нижнего фриза расположено 33 бараньих головы. Всего в пространстве дома Бажанова — более 50 бараньих голов, в том числе на фонарях парадной лестницы, а также на камине и плафоне холла. Для дома купца это не удивительно, поскольку баран часто считался символом богатства, благополучия, упорства, а также атрибутом бога торговли. Под бронзовыми бараньими головками на стенах раньше была натянута ткань.
Изображение
Плафон украшает подлинная люстра (бронза, хрусталь).
Изображение
На каждой двери помещены барельефы с изображением мужского и женского профилей, символизирующих три возраста: детство, юность и зрелость (техника гальванопластики).
Изображение
Малая столовая располагается на одной оси с фойе и холлом, во второй («внутренней») анфиладе парадных помещений.
Как видно на архивных фотографиях, раньше в комнате стоял огромный стол, который занимал почти всё свободное пространство. Имелся также небольшой встроенный буфет (теперь на его месте дверь).
Изображение
Стены в Малой столовой отделаны дубовыми панелями. Над каждой дверью расположен десюдепорт с гербами: Санкт-Петербурга, Москвы, Ярославской и Олонецкой губерний.
Помещение настолько маленькое, что практически ничего не удалось сфотографировать.
Изображение
Изображение
Еще одна старая фотография.
Изображение

Фото-репортаж. Санкт-Петербург "Ночь музеев"

Добавлено: 01 июл 2018, 05:11
Лёля
Большая столовая замыкает вторую, идущую со стороны двора, анфиладу парадных помещений дома Бажанова.
Изображение
Когда в квартире жили Бажановы и их друзья Кирилловы, в столовой за одним столом ежедневно собиралось не менее 30 человек.
Стены отделаны деревянными панелями из дуба сероватого оттенка. С ними гармонирует красивейший камин, выполненный в сочетании дерева и зеленовато-синих изразцов. По оформлению он отчасти напоминает маленький камин в кабинете и тоже создан по рисункам Алёшина в мастерских Ваулина и Гельдвейна.
Изображение
Изображение
Необычная массивная люстра в Большой столовой — подлинная и насчитывает около 60 светоточек. Выполнена она из бронзы и стекла. Менять лампочки в такой люстре — дело хлопотное (это делается через боковые стекла, в которых есть особые дверцы), поэтому люстру включают только во время экскурсий.
Изображение
Изображение
Наряду с хозяйской приемной, Большая столовая принадлежит к самым известным интерьерам дома Бажановым, вот только если главная достопримечательность первой — врубелевский камин «Микула Селянинович и Вольга» — по сей день на месте, то прославивший Большую столовую «Богатырский фриз» Н. К. Рериха это пространство покинул и хранится в Русском музее.
Изображение
Изображение
«Богатырский фриз», подхватывающий национально-романтическую героическую тему, начатую врубелевским камином, писался Н. К. Рерихом в 1908-1910 годах на заказ, специально для дома Бажанова. Условия заказа и состав цикла были подробно оговорены.
Изображение
Всего Рерихом было исполнено семь больших панно двухметровой высоты на темы русских былин, написанных темперой на холсте: «Баян» («Боян»), «Витязь» («Юноша»), «Вольга Святославович», «Микула Селянинович», «Садко — Богатый гость», «Илья Муромец», «Соловей-разбойник». Для оконных проемов была создана еще дюжина небольших декоративных полотен со стилизованными растительными и архитектурными мотивами, а также с изображениями птиц.
Изображение
«Богатырский фриз» размещался непосредственно над деревянными панелями, занимая всё пространство — от панелей до потолка по периметру всего зала, включая оконные проемы и заполнения. Это была единственная монументально-декоративная работа Николая Рериха, не связанная с церковными росписями.
Изображение
Изображение
Фриз был выполнен в тонких сочетаниях сине-лиловых, зелёных, золотистых и розовых оттенков и прочитывался как былинный распев. Парные панно «Баян» и «Витязь» были расположены по бокам от балюстрады хоров и как бы предваряли собой образный мир всего цикла, служили прологом к нему. Сказитель Баян играет на гуслях и поёт о подвигах русских богатырей, а задумчивый молодой витязь его слушает. По сторонам камина находились полотна «Вольга» и «Микула», также задуманные как парные. Если образ великого пахаря на фоне широкого пейзажа дышит плавностью и мягкостью, то дружина Вольги изображена более жестко и хаотично.
Изображение
Изображение
На контрастном противопоставлении образов строились также панно «Илья Муромец» и «Соловей-разбойник», располагавшиеся по сторонам от большого оконного проема. Былинный герой олицетворяет защитника земли русской и, подобно Микуле, неразрывно связан с землей (за его спиной расстилаются холмы, синие озера и реки). Иначе показан Соловей-разбойник, забившийся в избушку, которая словно подчеркивает обреченность зловредного персонажа. Поверх окон помещалось узкое длинное полотно наподобие панорамы — «Городище» («Город») с пейзажем русской земли, а возле окон — панно с изображением растений и птиц.
Изображение
Изображение
Наконец, семиметровый холст «Садко — Богатый гость» располагался на торцовой стене напротив балюстрады и изображал нарядные ладьи, подплывающие к Великому Новгороду с его башнями и крепостными стенами. Это полотно отличалось от других более радостным, праздничным колоритом, а также иным идейным звучанием, поскольку изображало мирную спокойную жизнь без войн и распрей.
Изображение
Пострадавший во время блокады Ленинграда рериховский цикл в 1964 году был передан в Русский музей для реставрации и последующего музейного хранения. Четыре полотна из сюиты «Богатырский фриз» можно в любое время увидеть в корпусе Бенуа на лестнице; остальные обычно находятся в запасниках.
«Богатырский фриз» Н. К. Рериха представляет столь большую ценность, что хранить его можно только в особых музейных условиях.

Фото-репортаж. Санкт-Петербург "Ночь музеев"

Добавлено: 01 июл 2018, 05:21
Лёля
Белый зал, самый торжественный в квартире Бажановых.
Изображение
Изображение
В зале прекрасная акустика, он традиционно использовался как музыкальный и танцевальный. В наши дни Белый зал также является местом проведения всевозможных культурных мероприятий.
Изображение
Изображение
Зал выдержан в цвете слоновой кости и слегка тронут позолотой. Большие раздвижные двери украшены лепкой.
Изображение
Плафон также заполнен орнаментальной лепниной. Авторство лепных украшений обычно приписывают скульптору Л. А. Дитриху.
Изображение
Дополнительно для украшения и освещения зала служат расположенные по периметру стен декоративные вазы с электрическими лампами.
Изображение
В дневные часы свет поступает через огромное трехстворчатое окно, отражаясь в двух больших венецианских зеркалах. Эти зеркала сохранились до нашего времени.
Сохранности зеркал способствовала продуманная система притока и вытяжки воздуха. Расположенные за зеркалами тепловые шахты при движении воздуха исполняли роль радиатора. Поэтому амальгама не испытывала на себе отрицательного воздействия влажности.
Изображение

Фото-репортаж. Санкт-Петербург "Ночь музеев"

Добавлено: 01 июл 2018, 05:23
Лёля
Жизнь в доме Бажанова: во имя удобства

Дом Бажанова интересен не только архитектурой и изысканными интерьерами. В свое время это был еще и один из самых передовых примеров применения технических новинок ради максимального удобства и пользы жильцов.

Для притока воздуха и вытяжки использовались системы каминных каналов. Приток свежего, подогретого до комнатной температуры воздуха обеспечивался за счет скрытых пустот в стеновых перегородках. Теплый воздух поднимался с первого этажа до последнего, а удаление холодного воздуха осуществлялось через каналы, находящиеся чуть выше уровня пола. При открытых заслонках каминных каналов воздухообмен происходил достаточно эффективно.

Во все квартиры было проведено центральное водяное отопление усовершенствованной системы. За каждой квартирой было закреплено свое отделение в леднике, к услугам жильцов была хорошо оборудованная прачечная.

Особой гордостью архитектора была «непроницаемая комната» для хранения ценностей. Павел Алёшин, посетивший для изучения данного вопроса английские и французские заводы и целый ряд домов, оборудованных такими помещениями, утверждал, что по своей прочности и надежности «комната-сейф» в доме Бажанова — лучшая в Европе (пока что эта загадочная комната не найдена). Она была заказана французской фирме Fichet, существующей и в наше время (под названием Fichet-Bauche).

Фото-репортаж. Санкт-Петербург "Ночь музеев"

Добавлено: 01 июл 2018, 05:27
Лёля
Судьба дома

Перед революцией 1917 года Ф. Г. Бажанов продал дом Борису Исааковичу Катламе, директору правления товарищества «Лаферм» и табачной фабрики «А. Н. Богданов и Ко», председателю правления акционерного общества Кошелевской писчебумажной фабрики, Совета Русско-Французского коммерческого банка, члену Правления Петроградского торгово-экспортного акционерного общества.
В конце 1920-х годов в здании работало ленинградское бюро «Днепростроя». Длительное время в помещениях здания размещалась Библиотека имени А. П. Чехова. Она появилась в доме во время блокады Ленинграда. С 1943 года эта библиотека занимала только часть бывшей хозяйской квартиры. До декабря 1963 года в другой её части (в помещениях Белого зала) проживала семья профессора-химика Николая Иосифовича Волынкина и его брат, профессор электротехники.
В 1964 году все парадные помещения отошли библиотеке. Сейчас эти помещения занимает Детская библиотека истории и культуры Петербурга (Филиал № 2 Центральной городской детской библиотеки имени А. С. Пушкина).
Усилиями Детской библиотеки истории и культуры Петербурга был проведён огромный комплекс реставрационных работ, которые продолжались 10 лет. Библиотека открылась для посетителей после реставрации 26 октября 2001 года. Все остальные помещения здания, кроме залов библиотеки, до сих пор жилые.

Фото-репортаж. Санкт-Петербург "Ночь музеев"

Добавлено: 01 июл 2018, 05:33
Лёля
Судьба семьи Бажановых
В 1918 году Филадельф Геннадиевич Бажанов эмигрировал из России — один, без семьи. Он скончался в Финляндии, в поселке Келломяки (ныне Комарово, Ленинградская область), в 1931 году.
Изображение
На долю оставшихся членов семьи выпали суровые испытания. Екатерина Владимировна была вынуждена оставить квартиру на Николаевской (Марата). Она жила по другому адресу и умерла после снятия блокады.

Трое старших сыновей Бажановых после революции были расстреляны. Сын Александр был подвергнут репрессиям и выслан из Ленинграда. В Рыбинске у них с женой родилась дочь Ксения. Ксения Александровна, внучка Филадельфа Геннадиевича и Екатерины Владимировны, в 1998 году переехала в Петербург из Казахстана и лишь в 2002 году впервые вошла в дом своих предков.
На этом вся история, казалось обычного дома...
Выйдя из библиотеки я отправилась дальше, уже совершенно в другой мир. К Митькам :)
Если кто-то не знает братушек Митьков, то познакомится с ними в моем следующем рассказе.

Фото-репортаж. Санкт-Петербург "Ночь музеев"

Добавлено: 06 сен 2018, 01:36
Лёля
3. Культурно-просветительский центр "Марата, 64"

Вот сюда совершенно не планировала заходить, это и музеем назвать сложно. Но при входе в скверик стояли несколько вежливых молодых людей в милицейской форме 1930-50-х (сфотографировать не удалось), естественно я притормозила и так уговаривали к ним зайти, что сжалилась и потратила драгоценных полчаса (напомню я неслась к Митькам, у которых прием был до 23 часов, а было уже полдесятого вечера).

Итак. Этот центр от нашего Политехнического института. Расположился в небольшом аккуратном особнячке, принадлежавший когда-то большой купеческой семье, на улице Марата.
Характеристика из интернета:
"Культурно-просветительский центр "Марата, 64 - это коммуникационная и образовательная площадка для «физиков и лириков», ключевой задачей которой является популяризация науки в гармоничной взаимосвязи с искусством.
Здесь регулярно проходят разнообразные выставки, семинары по униформологии, проводятся творческие мастер-классы по лоскутному шитью, живописи и многие другие интересные мероприятия."
Изображение
Изображение

Ничего особо интересного внутри и не ожидала. На первые экспонаты наткнулась на лестнице. Журналы "СССР на стройке". Напомню, что мне шесть журналов досталось в наследство, стоимость одного номера от 5000 рублей и дороже. Считайте встретила что-то родное и хорошо знакомое :)
Изображение
Тут же, на лестнице, висит огромная картина из разных пород дерева. Красиво.
Изображение

Дальше очень много и скучновато, какие-то ученые, их открытия, известные люди, кто закончил Политех. Все это, конечно, интересно, но как мне кажется, для узкого круга людей.

Экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне и блокаде Ленинграда (такое есть практически в любом музее).
Изображение
А это "кабинет" какого-то ученого, позор, но я забыла :) Его портрет висит над столом.
Изображение

Дальше уже интересней. В подвальчике расположилась небольшая частная коллекция милицейской формы разных годов. Не очень хорошо все обустроено и было довольно темновато.
Пощелкала немного, именно для форума, вдруг кому-то это интересно.
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Пара плакатов на эту же тему.
Изображение
Изображение
И напоследок там же заглянула на выставку вышивки по старинным методам и эскизам.
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Собственно и все, что было интересного в этом малюсеньком "музее".
Продолжение следует...

Фото-репортаж. Санкт-Петербург "Ночь музеев"

Добавлено: 27 окт 2018, 21:35
Лёля
4. Митьки-арт

Сначала, для тех, кто не знает, поясню кто такие Митьки.
"Митьки — советская и российская группа художников из Санкт-Петербурга, объединяющая около двух десятков человек и названная по имени одного из них, Дмитрия Шагина, а также субкультура, сформировавшаяся на основе их мировоззренческих принципов."

Их штаб-квартира находится в обычном жилом доме старого фонда, на четвертом этаже.
Пока туда поднималась, на разных этажах на подоконниках и ступеньках, небольшими кучками и по одиночке, попадалась молодежь, то ли обкуренная, то ли пьяная. Но сидели тихо.
Квартира трехкомнатная, односторонняя, с узким коридором. Окна выходят во двор-колодец.
Как терпят такое соседство жильцы этого дома, ума не приложу, не дай бог...
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Кому такое зрелище в новинку, не пугайтесь. Обычная парадная в старом доме с коммунальными квартирами. Хотя, у меня парадная с отдельными квартирами, а лестница тоже драная, ремонта не добиться. Это обратная сторона парадного Петербурга с дворцами, фонтанами и разводными мостами.
Но не буду отклоняться от темы, продолжу про Митьков.

Фото-репортаж. Санкт-Петербург "Ночь музеев"

Добавлено: 27 окт 2018, 21:43
Лёля
"Группа «Митьки» сложилась в 1980-е годы и быстро переросла в массовое движение, объединив художников, музыкантов, поэтов, писателей и многочисленных «сочувствующих». «Митьки» стали одной из главных составляющих ленинградского неофициального искусства второй половины XX века.
Живопись «Митьков» 1980-х — «городской фольклор», с открытым и несколько простодушным взглядом на жизнь, в котором раскрывается поэтичность и красота повседневности. Игровой, литературный характер митьковского движения успешно сочетается с сохранением высоких живописных традиций, усвоенных ими у художников «Арефьевского круга» (Александр Арефьев, Рихард Васми, Шолом Шварц, Владимир Шагин, Борис Смелов), которых «Митьки» всегда признавали своими учителями."

В квартире было очень многолюдно и тесно, особо и не пофотографировать, толкают. Тут немного, что смогла запечатлеть.
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Пока толкалась в коридоре, в самой большой комнате кто-то читал стихи, как и следовало ожидать, неформальные. После выступала группа "Mama nature". Непривычная музыка на необычных инструментах.
Изображение
Изображение
Изображение

Фото-репортаж. Санкт-Петербург "Ночь музеев"

Добавлено: 27 окт 2018, 21:53
Лёля
30-ти минутного выступления мне хватило, и решила все-таки походить, посмотреть и запечатлеть живопись.

Знаменитая картина Дмитрия Шагина "Ела суп Марина"
Изображение
И "Метаморфозы Джона" помню еще с далеких 80-х. Автор Владимир Тихомиров.
Изображение
Митьковский кот был установлен на фасаде дома, на карнизе, но появились желающие его украсть. Не вышло, кот застрял между проводов, зацепился хвостом. Теперь его место в коридоре, не знаю, вернут ли его на улицу.
Изображение
Дальше про авторов картин ничего не напишу, было невозможно в толчее все это прочитать или нормально запечатлеть.
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
"Вокруг «Митьков» сформировалось своеобразное общественно-эстетическое движение, участники которого проявляют себя в изобразительном искусстве, прозе, поэзии и стиле жизни. Главные принципы этого стиля — доброта, несколько слезливая любовь к ближнему, жалостливость, предельная простота в речи и манере одеваться, любовь к употреблению алкоголя."

Фото-репортаж. Санкт-Петербург "Ночь музеев"

Добавлено: 27 окт 2018, 22:03
Лёля
"С 1990-х группа получает признание, работы «Митьков» экспонируются на многочисленных выставках, попадают в музейные собрания. О «Митьках» пишут статьи, искусствоведческие эссе и даже диссертации. Группа становится своеобразной «визитной карточкой» Петербурга.

Лексико-грамматические особенности речи митьков — частое употребление слов «братушка» («братишка» и т. п.) и «сестрёнка», а также любовь к уменьшительно-ласкательным суффиксам."

А вот и Дмитрий Шагин, стоял очень близко.
Краткая биография: Дмитрий Владимирович Шагин (родился 29 октября 1957 года) — художник, член творческой группы «Митьки». Своими учителями Дмитрий Шагин считает своих родителей, тоже художников. Выставляется с 1976 года на выставках ленинградских неофициальных художников, с 1988 года ряд зарубежных групповых выставок.
Страдал многолетним хроническим алкоголизмом. Не употребляет алкоголь с середины 1990-х годов.
Изображение
В данный момент некоторые его работы находятся в Русском музее, Третьяковской галерее, в Новосибирском художественном музее и других, все перечислять не буду.

Фото-репортаж. Санкт-Петербург "Ночь музеев"

Добавлено: 27 окт 2018, 22:13
Лёля
И сюда же добавлю день ВМФ 2017 года. В честь праздника, на пляже Петропавловской крепости, Митьки установили палатку со своими картинами + плюс тельняшку, в которой можно было сфотографироваться.
Но обо всем по порядку.
Сначала опять Дмитрий Шагин и его мотоцикл, целиком и в деталях.
Изображение
Ну очень живописный.
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Фото-репортаж. Санкт-Петербург "Ночь музеев"

Добавлено: 27 окт 2018, 22:18
Лёля
Тельняшка, в которой можно фотографироваться компанией.
Изображение
Будка со сторожевой собакой у палатки
Изображение
И внутри палатки
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

На этом репортаж о неформальной живописи не заканчивается. Я пошла в другой арт-центр "Пушкинская, 10". Продолжение следует...

Фото-репортаж. Санкт-Петербург "Ночь музеев"

Добавлено: 09 мар 2019, 21:05
Лёля
Что-то все никак не могу продолжить тему, хотя фото давно уже отредактированы.

4. Арт-центр "Пушкинская, 10"
Ведёт свою историю с 1989 года, когда в расселённом, под капитальный ремонт, доме на Пушкинской улице обосновались независимые художники, музыканты и другие деятели андеграундной культуры. Позднее была официально зарегистрирована негосударственная некоммерческая организация, которая теперь называется Товарищество «Свободная культура».
Изображение
На территории центра, во дворе, находится знаменитая улица Джона Леннона.
Изображение
Изображение
Изображение

Если сказать попроще, то в этом доме собрались художники-неформалы 1980-х, такие же как Митьки, тут у них индивидуальные мастерские, в которые можно попасть только в "Ночь музеев", в обычные дни открыт только центральный выставочный зал и еще пара помещений.

Здание имеет две парадных, семь этажей и наверх только пешком, лифт не работал. Сначала была небольшая экскурсия, нас довели по лестнице до седьмого этажа, там и оставили, дальше гуляли самостоятельно.

Начну с оформления шахты лифта.
"Мы наш новый мир построим...". К спинке стула приколочены "труды" В.. Ленина
Изображение

Это "Танк", если бы не сказали, не догадалась бы. Установлен на стене в вертикальном положении, как на фото.
Изображение

Лестничная площадка последнего этажа
Изображение

"Музыкант", прикреплен на последнем этаже к шахте лифта. Некоторые утверждают, что похож на Виктора Цоя
Изображение

Оформление лестницы на чердак
Изображение

В зале седьмого этажа был концерт гитариста, к сожалению не знаю имени и фамилии. С удовольствием послушала
Изображение

Дальше спуск вниз с заходом, куда можно, на каждом этаже, ну и обзор всей лестницы, которая оформлена ну очень неформально.
Что-то сложное, сплошь в пуговицах. Лестничная площадка последнего этажа.
Изображение

Взгляд вниз с последнего этажа.
Изображение

"Декор" на шахте лифта
Изображение

Оформление лестничной площадки "Из серии Генкины сказки".
Изображение
Изображение
Изображение

На этой же лестничной клетке, но на другой стене
Изображение

Лифт оформлен в том же стиле
Изображение
Изображение

Фото-репортаж. Санкт-Петербург "Ночь музеев"

Добавлено: 09 мар 2019, 21:14
Лёля
Спускаюсь ниже на один пролет - живописная дверь
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Заглянула туда, две мастерские. Где было интересное помещение - фотографировала, а так только "шедевры".
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Следующее оформление лестницы и шахты лифта
Изображение

Сразу не догадаешься - это дверь
Изображение
Изображение
Изображение
Поговаривают что это, в своем роде, "портрет" Бориса Гребенщикова
Изображение

Тут прикреплена голова Путина
Изображение
Изображение

Тут... не знаю "что хотел сказать художник"
Изображение

Лифт
Изображение

Фото-репортаж. Санкт-Петербург "Ночь музеев"

Добавлено: 09 мар 2019, 21:45
Лёля
Центральный выставочный зал
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
А. Кузнецов "Музыкальные инструменты"
Изображение
Автор не указан. "Дама без вуали - железная фрау". 2010 год
Изображение
Автор не указан, просто "500 рублей с цепью"
Изображение

Далее побывала в двух малюсеньких помещениях, где расположился музей Ленинградского рок-клуба.
Очень тесно, народу куча, сфотографировать практически ничего не удалось.
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Возможно сфотографирую подробнее в другой раз. Есть уникальные гитары известных личностей, ударная установка. Много подарила Джоанна Стингрей.
Отдала на нужды музея сто рублей (ночью много денег с собою не ношу), взамен получила книгу с автографом автора.
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Повесть посвящена развитию рок-музыки в Ленинграде в конце шестидесятых — начале семидесятых годов.
Владимир Ольгердович Рекшан (р. 5 июня 1950, Ленинград) — советский и российский писатель, рок-музыкант, спортсмен и путешественник. Основатель рок-группы «Санкт-Петербург».
Добавлю сюда видеоролик, где Рекшан вместе с Шагиным поют.
https://www.youtube.com/watch?time_cont ... KGwtnnfFYs

Фото-репортаж. Санкт-Петербург "Ночь музеев"

Добавлено: 09 мар 2019, 22:10
Лёля
Несколько картин с видами Петербурга. Не помню, где их фотографировала (то ли в выставочном зале, то ли в мастерской)
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Опять оформление лестницы и лифта
Изображение
Изображение

Небольшая история в одной мастерской.
Скучающий хозяин сидел за пустым столом и глушил водку из стакана, без закуски. В итоге докопался до юноши с девушкой. Ребята совсем молоденькие, не больше 18-ти лет, тихие. А привязался к их брюкам, что за мода такая, очень узкие, некрасиво. Короче вогнал детей в ступор.
Я набралась наглости и решилась вмешаться. Все спокойно и вежливо, пьяные же частенько бывают буйные. Начала доказывать, что раньше он носил клеши, была же такая мода, не всем нравилась, но все равно носили. 15 минут беседовали, в итоге убедила, он даже привстал, пожал мне руку, и... предложил с ним выпить :) Естественно отказалась.

Немного из интерьера и работы этого товарища.
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Фото-репортаж. Санкт-Петербург "Ночь музеев"

Добавлено: 09 мар 2019, 22:22
Лёля
И снова лестница
Изображение
Гигантская кнопка
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

На очередной площадке обнаружила две интересные вещи.
Девушка довольно больших размеров
Изображение

И нечто кошмарное, за стеклом и еще это двигалось, руки, колеса и вертелись крюки на голове, глаза горели красным.
Изображение
Имелась табличка. Название "1946" и цитата: "...Мне 7 лет. Стою на Невском напротив "Колизея". Мимо меня едет трамвай. Сзади прицепился крюком безногий на коляске и машет мне рукой..."
Изображение
Изображение
Изображение

Собственно и все, на выход. Над дверью висит нечто, вроде как лодка, может быть ошибаюсь.
Изображение

Изображение
Изображение

Продолжение следует... Особняк Брамса, особняк Матильды Кшесинской, все вместе это музей Политической истории России и выставка "Женщина и революция". Пока фото в процессе редактирования.