Космонавтика в СССР

Аватара пользователя
Kala
Пользователь
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 13 дек 2018, 23:12
Репутация: 6
Имя: Е.И.
Откуда: Псков
Благодарил (а): 56 раз
Поблагодарили: 142 раза

#1 Космонавтика в СССР

Непрочитанное сообщение Kala » 15 фев 2019, 08:23

Многоуважаемый Философ уже подробно осветил тему лунной программы СССР и спутника, но начиная с 57-го в стране выпускалось довольно большое количество марок, посвящённых космонавтике. И иначе быть не могло, ибо это была одной из тем, в которой СССР оказался первым во многих направлениях. Освоение космоса, как ближнего, так и дальнего, широко освещалось через большое количество источников, и филателия была одним из них. Думаю у многих, даже в самых проходящих коллекциях, есть хотя бы одна марка, посвящённая так или иначе космосу.
В современной России на тему космонавтики только в первой половине 90-х ещё что-то периодически выходило из типографии, видимо по инерции. Позднее же тема космонавтики практически совсем затихла по вполне понятным причинам. Лишь некоторые даты истории космонавтики СССР иногда обозначались выпуском тематической марки или серии.
Для начала пополнения темы закину интересный, с моей точки зрения, блок.

Изображение

Очень многое слилось на одном листочке бумаги. Тут и успехи в космосе, и косвенная ссылка на самого популярного человека в стране - Славу Кпсс, ну а про победителей можно рассматривать как в контексте Победы 1945-го, так и в принципе - победителей во многом...



Ger Piter
Пользователь
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 05 июл 2018, 18:55
Репутация: 3
Имя:
Откуда: Украина
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 127 раз

#2 Космонавтика в СССР

Непрочитанное сообщение Ger Piter » 18 фев 2019, 07:52

В СССР первая марка, посвященная космонавтике, была выпущена в 1951 году.
(В серии "Ученые нашей Родины" - К.Э. Циолковский)
Хотя советские каталоги относят эту дату вообще на 1933-1934 гг.
Изображение



Ger Piter
Пользователь
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 05 июл 2018, 18:55
Репутация: 3
Имя:
Откуда: Украина
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 127 раз

#3 Космонавтика в СССР

Непрочитанное сообщение Ger Piter » 01 мар 2019, 22:33

1957 г. (2061). 40к. Сто лет со дня рождения К.Э Циолковского.
Портрет ученого, искусственный спутник Земли, планета Сатурн,
космическая ракета и космонавт на планете.
Темно-коричневая , ультрамариновая.
№ 2061а - Коричневая, синяя



Изображение



Ger Piter
Пользователь
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 05 июл 2018, 18:55
Репутация: 3
Имя:
Откуда: Украина
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 127 раз

#4 Космонавтика в СССР

Непрочитанное сообщение Ger Piter » 02 мар 2019, 19:38

В 1957 году была выпущена серия из 3-х марок, посвященная проведению
в мире Геофизического международного года. На третьей марке изображена
ракета ("Ракетные исследования")

Изображение

Изображение



Ger Piter
Пользователь
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 05 июл 2018, 18:55
Репутация: 3
Имя:
Откуда: Украина
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 127 раз

#5 Космонавтика в СССР

Непрочитанное сообщение Ger Piter » 09 мар 2019, 17:02

В 1957 г. были выпущены марки, посвященные
полету Первого спутника Земли :
40 к. 4 октября 1957 г. Первый в мире
советский искусственный спутник Земли.
Земной шар, первый ИСЗ в полете.
Черно-синяя на голубой бумаге.
40 к. Рис. и текст м. ( 2093 ).
Ярко- синяя на на белой бумаге.



Изображение


Изображение



Ger Piter
Пользователь
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 05 июл 2018, 18:55
Репутация: 3
Имя:
Откуда: Украина
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 127 раз

#6 Космонавтика в СССР

Непрочитанное сообщение Ger Piter » 10 мар 2019, 17:52

Изображение

Известны многочисленные подделки. Обычно легко выявляемые подделки -
в этом случае на оборотной стороне нет вдавленного следа от надпечатки.
Также известны разновидности - короткая и длинная черта в дате ( 4/ 10...)
Хотя, я не видел пока таких уж явных различий. Может, не встречались.
Имеются так же разновидности по написанию цифр "5" и "4", встречаются
очень редко недопечатанные надпечатки (2-3 буквы, цифры).
Недавно продавалась такая "недопечатка", но была недопечатана "4", только
левая часть, носик. И на месте этого носика - коричневый след, что говорило
о вероятной подделке (скорее всего, лезвием удаляли часть надпечатки).
Не могу сейчас найти это фото, может позже скину.Изображение



Ger Piter
Пользователь
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 05 июл 2018, 18:55
Репутация: 3
Имя:
Откуда: Украина
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 127 раз

#7 Космонавтика в СССР

Непрочитанное сообщение Ger Piter » 12 мар 2019, 13:04

Второй советский спутник Земли. 3.ХІ.1957.
На фоне Спасской башни Кремля и звездного
неба скульптура " К звездам" (скульптор Е.
Вучетич), часть земного шара, условное
изображение второго ИСЗ в полете.
У Ляпина описано много разновидностей по цвету.



Изображение



Ger Piter
Пользователь
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 05 июл 2018, 18:55
Репутация: 3
Имя:
Откуда: Украина
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 127 раз

#8 Космонавтика в СССР

Непрочитанное сообщение Ger Piter » 13 мар 2019, 18:47

1958. 16 июля. Третий советский спутник Земли (запущен 15.05 1958).
Печать: офсет. Зубцовка: гребенчатая 12,5:12. Размер м. 21,5х30мм.,
с купоном 43х30мм. Марка с купоном.
Худо жник : В. Завьялов. Тираж (тыс.): 5000.
Есть интересная разновидность этой марки - точка на купоне после сокращения "кг"



Изображение


Изображение



Ger Piter
Пользователь
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 05 июл 2018, 18:55
Репутация: 3
Имя:
Откуда: Украина
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 127 раз

#9 Космонавтика в СССР

Непрочитанное сообщение Ger Piter » 16 мар 2019, 17:38

Одна из примечательных особенностей советской
космической филателии - наличие на марках, не относящихся к космонавтике
элементов рисунка на космическую тематику. Но, как говорил один человек -
" Время было такое... "
Здесь любопытен сам рисунок ракеты, попавший на марку из СМИ и др.
официальных источников.
1959. 3 января. Из серии " XXI съезд Коммунистической партии Советского
Союза (27.01 - 05.02 1959). Печать: офсет. Зубцовка: гребенчатая 12:12,5.
Размер 31х43 мм. Художник : И. Левин. Тираж (тыс.) 2000.XXI съезд КПСС.
Первых три советских ИСЗ и космическая ракета в полете на фоне звездного
неба. Внизу - силуэт Спасской башни Кремля и здание Верховного Совета СССР.



Изображение


Изображение



Ger Piter
Пользователь
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 05 июл 2018, 18:55
Репутация: 3
Имя:
Откуда: Украина
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 127 раз

#10 Космонавтика в СССР

Непрочитанное сообщение Ger Piter » 16 мар 2019, 17:52

Приведу отрывок из рассказа Ю. Зубакина (известного российского филателиста):
"ЛУННАЯ ДОРОЖКА" Фантастка в филателии.
"...В 1954 году, в октябрьском номере журнала «Знание – сила», появился фантастический репортаж из будущего. Оформлен он был как номер журнала за ноябрь 1974 года и рассказывал о полёте четырёх советских людей на межпланетном корабле «Луна–1» к естественному спутнику Земли. Достоверность описываемых событий усиливали обложка, указывающая, что перед читателями журнал из ноября 1974 года, фотографии вырезок из газет «Известия», «Правда» и «Комсомольская правда», датированные 26 ноября 1974 года, фототелеграммы в Совет Министров СССР и Академию Наук СССР, биографии членов экипажа ракетоплана. "
Рисунок обложки фантастического номера журнала выполнил художник Константин Арцеулов.
Арцеулов - известная личность в истории, был знаком с С.П. Королевым еще с 30-х годов, когда
Сергей Павлович занимался планеризмом.

Изображение



Ger Piter
Пользователь
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 05 июл 2018, 18:55
Репутация: 3
Имя:
Откуда: Украина
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 127 раз

#11 Космонавтика в СССР

Непрочитанное сообщение Ger Piter » 22 апр 2019, 19:13

1959. 13 апреля . Первая советская
космическая ракета в сторону Луны
(запущена 02.01 1959).
Первая искусственная планета.
Печать: офсет. Зубцовка: гребенчатая 12,5:12.
Размер 43х31мм. Художник : В. Завьялов.


2 января 1959 осуществлён пуск ракеты-носителя «Восток-Л», которая вывела на траекторию полёта к Луне АМС «Луна-1». Это была траектория сближения, без использования старта с орбиты. Станция также имела названия «Луна-1D» и «Мечта». «Луна-1» прошла на расстоянии 6000 километров от поверхности Луны и вышла на гелиоцентрическую орбиту.
Для достижения второй космической скорости ракета была снабжена третьей ступенью, с двигателем РД0105, созданным в Воронеже на предприятии «Конструкторского бюро химавтоматики» (КБХА).
В целях полёта ставилась задача достижения станцией поверхности Луны. Попадания не произошло, так как в циклограмму полёта закралась ошибка: при выдаче команды на отсечку двигателя третьей ступени (блока «Е»), которая выдавалась с Земли, не было учтено (уже довольно значительное) время прохождения сигнала от командного пункта до станции. Носитель и вся бортовая аппаратура станции отработали корректно. На выполнении бортовых экспериментов указанная наземная ошибка не сказалась. Среди выдающихся научных результатов, полученных в ходе полёта «Луны-1», можно отметить следующие:
При помощи бортового магнитометра впервые был зарегистрирован внешний радиационный пояс Земли.
При помощи ионных ловушек и счётчиков частиц были осуществлены первые прямые измерения параметров солнечного ветра.
Был успешно выполнен эксперимент по созданию искусственной кометы. 3 января в 3:56:20 по московскому времени, на расстоянии в 119500 км от Земли из станции было выпущено облако паров натрия (1 кг); рассеиваясь в вакууме, облако светилось оранжевым светом в течение нескольких минут и наблюдалось с Земли как слабая звезда 6-й величины.
Было установлено отсутствие у Луны значительного магнитного поля.
Несмотря на то, что станция в Луну не попала, АМС «Луна-1» стала первым в мире космическим аппаратом, достигшим второй космической скорости, преодолевшим притяжение Земли и ставшим искусственным спутником Солнца. Таким образом, в целом полёт можно охарактеризовать как частично-успешный, рекордный для своего времени и весьма продуктивный с научной точки зрения.


Изображение



Ger Piter
Пользователь
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 05 июл 2018, 18:55
Репутация: 3
Имя:
Откуда: Украина
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 127 раз

#12 Космонавтика в СССР

Непрочитанное сообщение Ger Piter » 22 апр 2019, 19:19

Любопытно, что название станции "Луна - 1" - "Мечта", было отображено
на некоторых иностранных марках. В частности, на польской, 1959 года.Серия из трех марок.
Была выпущена в зубц. и беззубцовом вариантах. На марке в 60 грошей сбоку, слева название
спутника: "Мечта"





Изображение


Изображение



Ger Piter
Пользователь
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 05 июл 2018, 18:55
Репутация: 3
Имя:
Откуда: Украина
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 127 раз

#13 Космонавтика в СССР

Непрочитанное сообщение Ger Piter » 29 апр 2019, 13:40

1959. 12 октября. Третья советская космическая ракета с АМС "Луна-3"
(запущена 04.10 1959).
Печать: офсет. Зубцовка: гребенчатая 12:12,5. Размер 31х43мм. Худо жник : В. Завьялов.
Тираж (тыс.): 2000.
3-я советская космическая ракета с межпланетной станцией. Схема движения третьей советской космической ракеты. Земля. Луна. Положение Луны и ракеты в момент наибольшего их сближения.
Положение Луны и ракеты в момент приближения ее к Земле. Схема движения АМС "Луна-3", земной шар, Луна, внизу - Спасская башня Кремля, пульт управления в Центре дальней космической связи.
Фиолетовая, темно-фиолетовая.


Изображение



Ger Piter
Пользователь
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 05 июл 2018, 18:55
Репутация: 3
Имя:
Откуда: Украина
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 127 раз

#14 Космонавтика в СССР

Непрочитанное сообщение Ger Piter » 29 апр 2019, 13:47

Первые фотографии обратной стороны Луны (третья советская космическая ракета). В соответствии с программой исследования космического пространства и подготовки к межпланетным полетам, 4-го октября 1959 г. в Советском Союзе был осуществлен пуск третьей советской космической ракеты, которая вывела на расчетную орбиту автоматическую межпланетную станцию (АМС) (рис. 1).

Запуск АМС был осуществлен с помощью многоступенчатой управляемой ракеты с мощными высокоэффективными ракетными двигателями. Управление полетом космической ракеты осуществлялось с высокой точностью специальными автоматическими системами. Вес последней ступени третьей космической ракеты составлял 1553 кг (без топлива). Вес полезной нагрузки - 453 кг. Часть этой нагрузки была размещена на борту последней ступени ракеты. Общий вес отделяемой от космической ракеты АМС составлял 278,5 кг.
Основной задачей АМС было фотографирование невидимой с Земли стороны Луны и передача изображения на Землю. Кроме того, с помощью АМС проводились научные исследования: космической радиации, газовой компоненты межпланетного вещества, корпускулярного излучения Солнца, наличия тяжелых ядер и однозарядной компоненты в космическом излучении, микрометеоров, состава межпланетного газа.
В соответствии с основной задачей была выбрана орбита АМС (рис. 2). АМС прошла на расстоянии 6500 км от поверхности Луны и вследствие ее притяжения изменила направление движения. Это позволило получить траекторию полета, удобную как для фотографирования Луны, так и для передачи на Землю (на территорию СССР) полученной информации (возвращение к Земле со стороны Северного полушария) на расстоянии порядка 47000 км. Орбиты, получаемые без использования эффекта возмущения Луны, не дают такой возможности. Выбранная орбита обеспечила, кроме того, полет АМС в космическом пространстве в течение длительного времени. Осуществление такого полета стало возможным в результате использования совершенной системы управления, обеспечившей в конце участка выведения расчетные значения величины и направления вектора скорости.
Автоматическая межпланетная станция является космическим аппаратом, существенно отличающимся по своей конструкции от искусственных спутников Земли, запущенных ранее. Основным отличием является то, что АМС в определенный период своего движения по орбите становится ориентированным аппаратом, способным проводить астрономические наблюдения заранее выбранного небесного тела. В случае третьей советской космической ракеты объектом наблюдения была обратная сторона Луны; которая до того была совершенно неизвестна человеку.
После прохождения плотных слоев атмосферы был сброшен конус, защищавший AMG от внешних воздействий. АМС была отделена от последней ступени космической ракеты. Отделение станции от космической ракеты необходимо для обеспечения внутри станции заданного температурного режима, для устранения влияния на научные эксперименты большой массы космической ракеты и газов, испарившихся из нее, и для облегчения поворотов станции во время процесса ориентации.
АМС представляла собой тонкостенный герметичный цилиндрический аппарат со сферическими днищами. Максимальный диаметр станции 1200 мм, длина 1250 мм (без антенн). Снаружи на корпусе была установлена часть научных приборов, антенны и солнечная батарея. В верхнем днище имелся иллюминатор, прикрытый крышкой, которая автоматически открылась перед началом фотографирования. На верхнем и нижнем днищах - восемь малых иллюминаторов для датчиков системы солнечной ориентации. На нижнем днище были установлены миниатюрные управляющие реактивные двигатели системы ориентации. Для поддержания и регулирования внутри аппарата необходимого теплового режима сферические днища были закрыты экранами, а на цилиндрической части имелись жалюзи.
Внутри корпуса автоматической межпланетной станции были установлены: фототелевизионная система, система ориентации, система терморегулирования, радиосистемы, система управления, телеметрическая система, система единого энергоснабжения, научная аппаратура, состоящая из чувствительных элементов, усилительных и преобразующих устройств.
Для устранения вращения АМС относительно центра масс перед началом фотографирования, для ориентации в пространстве относительно Солнца и Луны и для стабилизации ее в процессе фотографирования служила система ориентации. Во время полета АМС освещалась тремя яркими небесными светилами: Солнцем, Луной и Землей. Чтобы система ориентации не «спутала» Луну и Землю, траектория движения была выбрана таким образом, чтобы в момент съемки АМС находилась приблизительно на прямой, соединяющей Солнце и Луну, а Земля - в стороне от этого направления. Сначала система ориентации ликвидировала вращение, полученное АМС в процессе выведения на расчетную орбиту. Затем AMС ориентировалась на Солнце. К моменту окончания этого процесса в поле зрения АМС находилась Луна и АМС перешла к ориентации на Луну. Затем было произведено фотографирование Луны (рис. 5, табл. IV) с расстояния 60 000 км. После выполнения фотографирования система ориентации была выключена.
В фототелевизионную систему, установленную на АМС, входили фотоаппараты с объективами, имеющими различные фокусные расстояния (200 и 500 мм), устройство для проявления пленки и телевизионная аппаратура для передачи изображения на Землю. Фотографирование производилось на 35-миллиметровую пленку. Для предохранения от вредного воздействия космического излучения пленка была заключена в защитную оболочку. Передача изображения на Землю была возможна в любом из сеансов по специальной команде с Земли и произведена при возвращении АМС к Земле на первом витке.
Радиотехническая аппаратура, установленная на АМС, служила для передачи на Землю научной информации, сведений о работе аппаратуры объекта и телевизионной передачи фотографии Луны; телеметрическая система позволила контролировать работу системы ориентации, системы терморегулирования, системы питания и фототелевизионной аппаратуры. Кроме того, радиоаппаратура станции позволила произвести траекторные измерения и уточнить положение АМС в пространстве.
Управление аппаратурой, установленной на AMС, осуществлялось по командной радиолинии с Земли.
Система единого энергопитания состояла из солнечной батареи, буферной батареи, преобразующих и стабилизирующих устройств. Солнечная батарея преобразовывала солнечную энергию в электрическую, которая накапливалась в буферной батарее. Энергия, накопленная в буферной батарее, расходовалась постоянно - для питания непрерывно работающих приборов и периодически - во время сеансов передачи информации.
В полете АМС получала тепло от Солнца, кроме того, расположенные внутри АМС приборы выделяли при своей работе большое количество тепла. Для обеспечения теплового режима, необходимого для нормальной работы аппаратуры, на AMС была установлена система терморегулирования. К системе терморегулирования предъявлялись особо высокие требования в связи с процессом фотографирования, т. к. для нормальной работы оптических систем необходимо поддержание температуры в строго определенных пределах. Для регулирования теплового режима на цилиндрической поверхности корпуса снаружи были установлены жалюзи, которые открывали или закрывали радиационную поверхность с большой излучательной способностью. При повышении температуры до +25° С жалюзи открывали радиационную поверхность, при понижении температуры газа до +15° жалюзи закрывались. Кроме того, вся наружная поверхность корпуса станции была обработана таким образом, что отдельные ее элементы имели заданные оптические свойства. Внутри корпуса была осуществлена принудительная циркуляция газа.
С целью обеспечения равномерного притока солнечного тепла, после окончания процесса фотографирования и ориентации АМС было придано медленное вращательное движение.
Несмотря на высокий перигей орбиты АМС на первом витке и отсутствие сопротивления атмосферы при ее движении, время существования AMС ограничено. Перигейное расстояние орбиты станций вследствие влияния притяжения Солнца и Луны быстро сокращалось, и в конце марта 1960 г. АМС вошла в плотные слои атмосферы Земли и сгорела (в районе Северной Африки).

Работа всей аппаратуры АМС в течение первого оборота протекала нормально. В соответствии с намеченной программой научных исследований 7 октября в 6 час. 30 мин. московского времени было начато фотографирование Луны, которое продолжалось 40 минут. При этом было получено значительное число снимков Луны в двух различных масштабах. Снимки были переданы на Землю, обработаны и опубликованы.
Таким образом, с помощью АМС совершено выдающееся открытие - получено изображение обратной, невидимой с Земли, стороны Луны. Кроме этого, с помощью АМС получены дополнительные данные о космическом пространстве.
На втором обороте радиосвязь с АМС прекратилась, что могло быть вызвано различными причинами. Не исключена возможность, что прекращение работы бортовой аппаратуры произошло вследствие удара метеорита, в результате нарушения герметичности корпуса.





Изображение


Изображение


Изображение


Изображение



Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Космос»