История на антикварных открытках

Аватара пользователя
Лёля
Модератор
Модератор
Сообщения: 2876
Зарегистрирован: 28 ноя 2016, 21:57
Репутация: 241
:
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 4199 раз
Поблагодарили: 7283 раза

История на антикварных открытках

#1

Непрочитанное сообщение Лёля » 17 авг 2019, 02:09

Очень долго шла к созданию данной темы.
Всегда, при поступлении новой партии открыток, все бросаю и сажусь их читать. Поначалу интересно было содержание и стиль письма, но потом добралась и до адресов.
Конечно, в первую очередь интересовал родной город - Петербург, но в этой теме постараюсь изложить данные и других городов, а также губерний и деревень (насколько найдется информации в интернете).

Все, что буду писать о Петербурге, подтверждено документально и хранится в разных официальных архивах. Свои выводы и домысли буду писать отдельно, если не согласны, можете их оспаривать.

Чтобы вы не ломали глаза, весь текст с открыток будет набран с клавиатуры, орфографию и пунктуацию буду сохранять.

Начну с открытки из моей коллекции.

Династия Дурдиных
Изображение
Изображение

Адрес: С.-Петербург, Николаевская ул., Кузнечный переулок, дом 13 кв. 8 Дурдиных
Кому: Степаниде Егоровне Барановой

Текст: 18 апреля 1913 г.
Христос Воскресе!
Дорогая Степаша! Спасибо за поздравление. Поздравляю и тебя, крепко целую и шлю наилучшия благопожелания, передай таковыя же Марии Владимировне, Николаю Ивановичу и деткам вместе с поздравлением.
Любящая тебя Е. Трубникова

Сначала историческая справка по адресу:
Кузнечный переулок
Здешний район с 1730-х годов заселялся служащими придворного ведомства. И по роду занятий этих служащих получили свои названия слободы и проходящие в них проезды. Так, в месте, где жили кузнецы, прошла Кузнечная улица.

Под таким названием она просуществовала вплоть до середины XIX века. Все это время местные жители называли её то улицей, то переулком. Однако позже топоним со статусом переулок вытеснил прежнее имя.

Николаевская улица
У этой улицы за многие столетия было много названий: Преображенская Полковая, Грязная улица.
Позже её переименовали в Николаевскую улицу. Решение о переименовании было принято в октябре 1856 года — после смерти Николая I.

В 1917 году особая комиссия Временного правительства решила убрать с карты города имя Николая I и назвать Николаевскую — проспектом Двадцать Седьмого Февраля в честь победившей революции.
В октябре 1918 года, когда власти обновляли городскую топонимику, проспект стал улицей Марата, в честь французского революционера Жана Поля Марата, имя которого носит и поныне.

Дом № 13 (1895 года постройки), по Кузнечному переулку, стоит до сих пор, вполне в сносном состоянии. Жилой, не аварийный (фото с архитектурного сайта Петербурга).
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Единственное старое фото Никольской единоверческой церкви (ныне музей Арктики и Антартики), которая стоит на пересечении Кузнечного переулка и Никольской (Марата) улицы. Дома 13 на фото не видно, но он справа, через дорогу, практически напротив.
Изображение

Итак. 1913 год.
В данном доме в квартире номер 8 проживает Николай Иванович Дурдин с супругой Марией Владимировной и четырьмя детьми.
Он практикующий врач. Жена -домовладелица, за ней числится два доходных дома в разных концах города.

Дурдины известная купеческая династия, представители которой занимались производством пива и других напитков в Санкт-Петербурге и Рыбинске.
Изображение

Николай родился в 1877 году, в семье Ивана Ивановича Дурдина 2-го. Всего в семье было три ребенка Иван, Николай и Герман.
В отличии от братьев Николай не захотел заниматься пивоварением, окончил Военно-Медицинскую академию и работал врачом в детской больнице Св. Марии Магдалины.
Изображение

Он был женат на своей кузине Марии Владимировне Дурдиной (которая была значительно моложе его), у них было четверо детей — Лев, Мария, Нина и Юрий.

Есть вероятность, что сказался близкородственный брак, поэтому только Лев и Мария были полностью нормальны. Нина имела нарушения репродуктивной системы, Юрий - шизофрению.

1917 год
Семья все еще проживает в Кузнечном переулке. Николай по-прежнему практикующий врач, его жена - домовладелица.

Всё началось в начале 1918 года...
Доходные дома у Дурдиных отобрали. Мария Владимировна с детьми переселилась на Караванную улицу, дом 24.
А Николай с братом Германом приехали к отцу на дачу в посёлок Кстово. Возможно, они думали, что в провинции будет безопаснее пережить начавшуюся смуту.

30 августа 1918 г. в Москве произошло покушение на Ленина. 1 сентября исполком Рыбинского Совета «на фоне возмущений трудящихся» принял резолюцию о проведении красного террора над буржуазией. Бессудные расстрелы по утвержденным спискам прошли 3−5 сентября. Но еще 2 сентября в Кстово приехали присланные в Рыбинск латышские стрелки и расстреляли во рву Ивана Ивановича Дурдина 2-го и его сыновей Николая и Германа.

В воспоминаниях краеведа А. А. Золотарева упоминается, что жена И.И. Дурдина с прислугой ночью тайком погрузили тела на телеги и перевезли на Георгиевское кладбище, отпевал погибших диакон Алексей Викторович Лебедев, за что был арестован.

Третий брат Николая и Германа сумел скрыться заграницу вместе с семьей. Умер в Ницце во время Второй мировой войны.

1920-е годы
Фамилия Дурдины исчезла из архивов полностью.

1930-е годы
В 1930-м году в архивах появились данные о детях Николая Ивановича - Льве и Марии.
Мария погибла на фронте в 1941 году, а Лев, также как и отец, стал врачом - известным рентгенологом, боролся с раковыми опухолями.

После репрессии его семьи, Лев Николаевич написал письмо Сталину, но оно попало к Калинину, который распорядился Дурдина как исключительного онколога, способного принести много пользы, вернуть.
Лев Николаевич скончался в 1961 году. По непроверенным данным, в его смерти были замешаны силы НКВД или КГБ, по-видимому, его сбросили с крыши.

Да, совсем забыла про Баранову Степаниду Егоровну, которой писала "любящая Е. Трубникова".
Кто эти две дамы, вряд можно узнать.
Предположу, что Степанида Егоровна была гувернанткой или няней у детей Дурдиных.
Во-первых не указано никаких званий (благородие или госпожа), во-вторых вряд ли кухарка или горничная могли быть настолько грамотными, чтобы вести переписку на открытках.

Получилась длинная история из одной открытки, надеюсь не сильно утомительно было читать.

Обязательно продолжу, но не знаю когда. Поиск сложный, буквально по кусочкам и обрывкам, плюс нужно много свободного времени.



Аватара пользователя
Лёля
Модератор
Модератор
Сообщения: 2876
Зарегистрирован: 28 ноя 2016, 21:57
Репутация: 241
:
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 4199 раз
Поблагодарили: 7283 раза

История на антикварных открытках

#2

Непрочитанное сообщение Лёля » 28 авг 2019, 05:34

Следующая открытка - "звезда" моей коллекции.
Она где-то "плавала", горела, но все это для меня не снижает ее ценность.

О любви...
Изображение
Изображение

Адрес: Петроград.
Тусику-клопику
ножонкам и ручонкам, Мусику на Спасскую 21 кв. 66
от Кимуки (?) (неразборчиво)

Текст:
Спокойной ночи мой капельный, целую твои глазещи и ручищи крепко крепко.
Это ты спиш, мой Мусь славный, толстый, крапочка.
Целую крепко крепко
Горячо любящий тебя Ник-Мик

В первую очередь нашла изображение с открытки в нормальном виде.
Это картина итальянского художника Франческо Винеа (1845 – 1902) "Сон любви"
Изображение

На открытке отсутствует штемпель и марка (предположу была в конверте), поэтому с датами сложно определиться.
Единственная подсказка - Петроград.
Название города существовало с 1914 по 1924 год.

Историческая справка по адресу:
Спасская улица
Проложена в середине XVIII века на территории слободы Преображенского лейб-гвардии полка.
Названа от находящегося рядом Спасо-Преображенского собора.
Изображение

Собор стоит до сих пор. Действующий.
Изображение

А вот улицу переименовали: до 1929 официально улица Декабриста Рылеева, после и сейчас - просто улица Рылеева (в честь декабриста и поэта К. Ф. Рылеева).

Дом № 21 (1910 года постройки), громаднейший. За фасадом, вглубь имеется три двора-колодца и второй фасад выходит на соседнюю параллельную улицу.
Несколько фото как он выглядит в настоящее время.
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

На открытке указана квартира 66.
Изображение
4-я лестница и седьмой этаж. Предположу, что квартира находится в первом или втором дворе. Для того времени дешевая и похуже тех, которые выходят окнами на улицу.

Результаты поиска Муси со Спасской оказались безрезультатными. В первую очередь сказалось отсутствие фамилии.
Предположила: Мария - Маруся - Муся.
Затем долго размышляла над "Тусиком-клопиком", вдруг это производные от фамилии, но, увы, просмотрев архивы за несколько лет, ничего не нашла.

Зато теперь знаю значение слова "крапочка" (укр.) - по-русски "конопатая".
Судя по подчерку и содержанию - писал, либо малограмотный, либо тот, кто редко держал перо в руках. Возможно ошибаюсь.
Еще одно предположение: вряд ли это адресовано девушке из приличной семьи :)

Финальный итог: нарисовался образ рыжей конопатой толстушки из средней прослойки, что-то типа машинистки из "Собачьего сердца" :)

Прочитано очень много открыток, но эта единственная с таким "неприличным" текстом.
Да, информации ноль, но надеюсь открытка повеселила своим содержанием.

Если будут какие-либо предложения или варианты по поиску, пишите.



Аватара пользователя
Лёля
Модератор
Модератор
Сообщения: 2876
Зарегистрирован: 28 ноя 2016, 21:57
Репутация: 241
:
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 4199 раз
Поблагодарили: 7283 раза

История на антикварных открытках

#3

Непрочитанное сообщение Лёля » 12 окт 2019, 04:42

О полиграфистах...

Изображение
Изображение
Изображение
Адрес: Здесь, Петроградская сторона, Большой пр. 19
Кому: Его Высокоблагородию Густаву Богдановичу Рон

Текст: Сердечно поздравляем и шлем наилучшия пожелания многоуважаемым Кларе Федоровне и Густаву Богдановичу и милой ..., с Светлым праздником - Ольга и Николай Леманы. 13-4/13 (13 апреля 1913 год).

Историческая справка:
Большой проспект Петроградской стороны
Возникновение Большого проспекта относится к 1730-м годам. Это была основная дорога, пересекавшая слободы гарнизонных полков: Ямбургского, Копорского, Петербургского и Белозерского. Сначала её называли Большой Гарнизонной дорогой, потом Большой Офицерской улицей, а современное название установилось в 1806 году (в 1918 году проспекту было присвоено имя Карла Либкнехта, но 13 января 1944 года название «Большой проспект» было восстановлено) и существует по сей день.
Изображение
Изображение

Добавлю от себя: в Петербурге два Больших и Малых проспекта, на Петроградском и Васильевском островах. Чтобы не было путаницы, к названию добавляется сокращение: ПС или ВО.
Я как раз живу на Малом проспекте Петроградской стороны, в адресе указываю "Малый проспект ПС".

Дом № 19, 1905-1906 года постройки (часто хожу мимо, очень красивый).
Изображение

В одной из парадных сделан ремонт.
Изображение
Изображение

И даже сохранилась часть витражей на окнах. Их много, все показывать не буду.
Изображение
Изображение
Изображение

Лестница
Изображение
Изображение

Начну с тех, кто прислал открытку.

Леманы
Первую словолитную мастерскую, или словолитню, петербургский немец Франц Иосиф (Осип Иванович) Леман основал в 1854 году. (Словолитней называется предприятие, разрабатывающее и выпускающее шрифты и другие типографские материалы, главным образом металлические. Термин происходит от старославянского «слово», означающего «буква»).
Изображение

Леманом была закуплена новейшая техника и приглашены известные мастера. На предприятии был усовершенствован процесс отливки шрифта, введена французская система шрифтов, а также изобретен изящный русский шрифт. В результате этих преобразований шрифты, изготавливаемые Леманом, имели огромный успех и были отмечены многочисленными медалями, а в 1870 году предприятие получает право изображать государственный российский герб на на упаковке своей продукции и всех рекламных материалах.
Изображение

Увы, в возрасте 39 лет Леман скончался. Но дело его не умерло: во главе «Словолитного заведения» встали его наследники (в состав акционеров входило где-то 12-15 человек, в том числе Ольга и Николай Леманы).
В 1899-м акционерное общество «О.И. Леман и К°» приобрело участок, возвело на нем пятиэтажное здание – и работы на новом месте начались.
Изображение

Сколько оригинальных шрифтов было создано словолитней Лемана! Здесь родились, например, «новые обыкновенные» шрифты, которыми печатались многие российские газеты и книги. Здесь впервые изготовили елизаветинский шрифт, использованный потом при печати журнала «Старые годы» и знаменитой «Истории русского искусства» Грабаря...
Изображение

В 1895 г. Обществу присваивается звание поставщика Двора Его Императорского Величества. Кроме производства шрифтов Общество стало заниматься торговлей типографскими машинами, бумагой для печати, устройством типографий.
В 1900 г. на международной выставке в Париже Словолитня Лемана получила Гран-при.

Несколько фотографий с производства:
1. Управляющий в кабинете просматривает счета
Изображение

2. Бухгалтерия
Изображение

3. Один из цехов (обратите внимание на рабочую одежду)
Изображение
Изображение

4. Рабочие- граверщики за работой
Изображение

5. Токари за работой
Изображение

6. Сборка шрифтов по заказам
Изображение

7. Упаковка заказов
Изображение

Предприятие было доходным. Основной капитал Общества на 7 мая 1915 г. составлял 1 350 000 руб. (5400 акций по 250 руб. каждая), из которых 84,3 % принадлежали русским подданным, 15,7 % — немецким. Они приносили дивиденды в 1911–1913 гг. по 11 рублей за акцию ежегодно. Баланс на 1 января 1916 г. составлял 2 873 957 рублей, стоимость имущества — 1 268 867 рублей. В состав предприятия входили: словолитня и мастерские: гальванопластическая, стереотипия, граверная, ксилография, фотоцинкография, меднолитейная, механическая и столярная в Петрограде. Фирма имела отделение в Москве, склады в Одессе, Ростове-на-Дону, Вильне, Риге, Саратове, Киеве.
Изображение

Жилой дом, где проживали Ольга и Николай Леманы, числился на том же земельном участке, что и словолитня. Как он выглядел, и кто еще в нем проживал, установить не удалось.

После Октябрьской революции словолитня работала как шрифтолитейный завод. Постановлением ВСНХ от 27 июня 1918 г. словолитня О.И. Лемана, была национализирована, названа 1-й государственной словолитней и передана в ведение полиграфической секции совнархоза Северного района.
Изображение
В 1924 г. она стала называться имени III Интернационала и перешла в подчинение Ленинградскому отделению треста "Полиграф" ВСНХ РСФСР, а в 1930 г. перешла в ведение Всероссийского объединения полиграфической промышленности. В 1930-е гг. именно на бывшей словолитне О.И. Лемана были созданы шрифты для народностей СССР, не имевших раньше письменности.

После революционных событий, судьбу Ольги и Николая Леманов установить не удалось. Осталась только надежда, что они благополучно эмигрировали из России.

Шрифтолитейный завод работал до 1941 года, затем Блокада... Продолжил работать в 1957 году.
Далее, в 1985 году произошло слияние завода с двумя, расположенными рядом, предприятиями, было присвоено название "Типография им. Ивана Федорова".
Даже развал СССР особо не повлиял на работу типографии. В 1993 году, одной из первых среди полиграфических предприятий России, она стала акционерным обществом.

"Объединение «Иван Федоров» сохранило специфику и традиции старейших предприятий, вошедших в его состав. Издания, отпечатанные здесь, широко известны как в стране, так и за рубежом. Их высокое полиграфическое исполнение неоднократно отмечалось на всероссийских и международных выставках."

И... в 2006 году новым владельцем старейшей в городе типографии ОАО "Иван Федоров" стал московский холдинг "Чайка Плаза". Оборудование было продано, людей уволили (это мягко сказано, всех просто выкинули на улицу "по собственному желанию". Там работало пять человек, с кем я лично знакома).

С 2009 года по нынешнее время в здании бывшей огромнейшей типографии "проживает" "Еврофинанс Моснарбанк", Санкт-Петербургский филиал. Всего лишь один банк в таком огромном здании...
Изображение
(продолжение в следующем посте)



Аватара пользователя
Лёля
Модератор
Модератор
Сообщения: 2876
Зарегистрирован: 28 ноя 2016, 21:57
Репутация: 241
:
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 4199 раз
Поблагодарили: 7283 раза

История на антикварных открытках

#4

Непрочитанное сообщение Лёля » 12 окт 2019, 05:56

(Продолжение)
Густав Богданович Рон

Густав Богданович Рон числится в архивах Петербурга с 1894 года как мещанин. Проживал на Измайловском проспекте.
В 1898 году начинает работу управляющим хромо-литографии ""Веферс и К°".
Сразу можно сделать выводы - Леманов и Рона объединяла полиграфия. Люди были заняты одним делом.

Хромолитография - цветная литография, при создании которой для нанесения каждого цвета применялась отдельная печатная форма (до 20 и более). Печатная форма делается на камне или цинковой пластине, на которые предварительно всегда наносился контур цветового пятна.
Основой для хромолитографий часто служили графические и живописные оригиналы известных художников того времени.

Изображение
Естественно такой способ печати давно уже не существует.

Теперь о предприятии, где трудился Г.Б. Рон
В 1890 году Ф.В. Веферсом, Э. Шлинкманом и Л.Ю. Мюллером открыта хромолитография под фирмой «Веферс и К°». В 1902 году на ее базе основан Торговый дом «Веферс и К°» – Русская цветопись. Основной его продукцией являлись произведения графического искусства и художественной печати.
Изображение
Адрес: ул. Грязная, 8 (сейчас улица Яблочкова)

Нашла на одной торговой площадке продается открытка «Веферс и К°»:
Изображение
Изображение

А также литография "портрет императрицы Александры Федоровны", которая хранится в Эрмитаже:
Изображение

Про события 9 (22) января 1905 года в Санкт-Петербурге, известные также как «Кровавое воскресенье», или «Красное воскресенье», знают практически все, поэтому про это писать не буду.

Лишь проинформирую, что эта забастовка коснулась «Веферс и К°».
"...7 января забастовка перекинулась на все крупные предприятия города и превратилась во всеобщую.
В большинстве случаев снятие с работ происходило мирно. Толпы забастовщиков ходили по городу и приглашали рабочих поддержать путиловцев. При приближении к какому-либо предприятию толпа выделяла из себя группу людей, которая проходила по цехам и снимала с работы. Рабочие охотно покидали свои места и присоединялись к забастовщикам. В некоторых местах к не желающим бастовать применялись угрозы...
...В этот день забастовали все типографии, и в городе перестали выходить газеты."
Изображение

От литографии «Веферс и К°» в забастовке участвовало 240 человек.
Изображение

И добавлю список жертв разных типографий:
- Афанасьев Николай, 23 года, крестьянин, наборщик типографии Скороходова
- Баранский Григорий, 26 лет, мещанин, наборщик типографии «Биржевые ведомости»
- Ландсберг Александр, 41 год, мещанин, переплетчик в типографии
Всего в списке 129 человек.

Но, вернемся к Густаву Богдановичу.
На нем, видимо забастовка никак не сказалась, так и работал управляющим, включая 1917 год.
Жил по разным адресам и только в 1909 году перебрался на Большой пр., 19.
Супруга его ничем не занималась, то есть была домохозяйкой.
Имя ребенка прочитать не смогла, а также в архивах про него нет никаких данных.

В 1920 году Торговый дом «Веферс и К°» ликвидирован, а предприятия национализированы на основании декрета СНК от 28 июня 1918 г.
С 1926 г. называлась Литография «Печать» Издательства исполкома Лен. и Леноблсовета.
В 1931 г. типография передана Издательству исполкома Леноблсовета. Закрыта в 1932 г.
Здание передано, находящемуся рядом, заводу им. Кулакова (бывш. «Электромеханический завод Н.К.Гейслер и К°»). Теперь там располагается отдел кадров и бухгалтерия.

Густав Богданович Рон с семейством не эмигрировал, лишь переселился на Зверинскую улицу, дом 2. Это буквально через два дома от 19-го дома по Большому проспекту.
Изображение

Дальнейшую судьбу не удалось найти.
Только в ленинградских блокадных списках имеется запись о его супруге:
"Рон Клара Федоровна. 1869 г. р. Место проживания: Зверинская ул., д. 2/5, кв. 14. Дата смерти: июль 1942. Место захоронения: Серафимовское кладбище." (Возраст 73 года)

Анонс: ко мне прибыли открытки с изображениями влюбленных парочек, там очень разное содержание, не поздравления.
Так что продолжение следует.



Ответить

Вернуться в «Другое»