Новый год и нотгельды.

Аватара пользователя
VIK586
Старожил форума
Сообщения: 653
Зарегистрирован: 10 дек 2016, 22:13
Репутация: 28
:
Откуда: г. Псков
Благодарил (а): 194 раза
Поблагодарили: 749 раз

Новый год и нотгельды.

#1

Непрочитанное сообщение VIK586 » 16 дек 2016, 08:01

Господа!
В преддверии Новогодних праздников хотелось бы рассказать о этих днях, может кто не знает.
В России так повелось, что самым главным и замечательным праздником в году считается Новый год. В католических странах эта роль по праву принадлежит Рождеству (Chrismas).

Изображение

Сначала о русском Новом годе.
Справка из вики.

До XVIII века новый год в России начинался не с января, как в настоящее время, а с марта (до 1492 года) или с сентября (с 1492 года) по юлианскому календарю.
Сведения о праздновании Нового года появляются с конца XV века. «Парижский словарь московитов» (XVI век) сохранил русское название новогоднего праздника: Первый день во году.
Во время празднования Нового года в Кремле проводились церемонии «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья». Начиналась церемония около 9 часов утра по современному счёту.
На соборной площади Московского Кремля, напротив северных дверей Архангельского собора, перед Красным крыльцом устраивался большой помост. Помост покрывался персидскими и турецкими коврами. Между Архангельским собором и Иваном Великим на помосте устанавливали три аналоя — два для Евангелий и один для иконы Симеона Столпника Летопроводца. Перед аналоями ставили большие свечи, стол с серебряной чашей для освящения воды. Напротив аналоев ставили два места: слева для патриарха, справа для царя.
Патриарх в сопровождении духовенства выходил на действо из западных ворот Успенского собора. Они несли иконы, кресты и хоругви. Когда патриарх выходил на площадь, с Благовещенской паперти выходил царь. Шествия патриарха и царя сопровождалось колокольным звоном на Иване Великом. Звон прекращался после того, как патриарх и царь занимали свои места.
Царь выходил в праздничной одежде. С 1679 года Фёдор Алексеевич начал выходить на действо в Большом царском наряде — то есть в порфире, диадеме, Шапке Мономаха. Свита, сопровождавшая царя, была одета в золотах, то есть в парчовых одеждах и горлатных шапках. По указу от 19 декабря 1680 года на празднования нового года полагалось приходить в золотых ферязях.
Царь прикладывался к Евангелию и иконам, его благословлял патриарх. Патриарх в специальной речи спрашивал о здоровье у царя. Царь ответную речь заканчивал словами «…дал Бог, жив».
Духовенство и бояре занимали места по чину у мест царя и патриарха. Соборная площадь была заполнена служилыми людьми. На рундуке (помосте) от Благовещеского до Архангельского собора стояли стольники, стряпчие и дворяне, за ними гости. На рундуке между Благовещенским и Успенским соборами стояли стольники младших разрядов, за ними дьяки, полковники, головы и полуголовы стрелецкие. На паперти Архангельского собора стояли иноземные послы и иностранные гости. На рундуке между Архангельским и Успенским собором стояли генералы, полковники, прочие начальные люди и иностранцы. В задних рядах на рундуках стояли прочие чины, одетые не в золотах. Между рундуков и за рундуками стояли стрельцы со знамёнами, барабанами, оружием.
Начиналась служба, митрополиты, архиепископы, епископы и другие духовные лица подходили по двое с поклоном к царю и патриарху. После службы патриарх обращался с длинной «здравственной» речью к царю. Царь отвечал короткой речью и прикладывался к Евангелию и иконам. После этого царя и патриарха поздравляли с новым годом духовные власти; по два в ряд и с низким поклоном. Царь отвечал поклоном головы, а патриарх благословением. Потом царя поздравляли бояре и прочие светские чины с поклоном на большой обычай (почти до земли). При этом один из старейших произносил поздравительную речь. Потом бояре поздравляли патриарха. Когда взаимные поздравления заканчивались, царя поздравляла вся площадь. Все присутствующие на площади, включая стрельцов, били челом в землю. Государь отвечал поклоном.
После окончания действа царь уходил на обедню в Благовещенскую церковь.

С 1700 года по указу Петра I Новый год в России празднуют, как и в других странах Европы, 1 января, причём по-прежнему по юлианскому календарю.

Изображение
Рукопись Указа Петра I № 1736 от 20 декабря 1699 года «О праздновании Нового года»

Однако к 1700 году большинство государств Европы уже перешли на григорианский календарь, поэтому Россия стала праздновать Новый год на 11 дней позже, чем в европейских странах. Только начиная с 1919 года новогодний праздник в России стали отмечать в соответствии с григорианским календарём. В России празднично украшенную елку впервые увидели в начале сороковых годов XIX века. А до этого времени, начиная с 1700 года, русские украшали свои дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями, как в 1699 году повелел Петр I. С 1930 по 1947 год 1 января в СССР был обычным рабочим днём. 23 декабря 1947 года, указом Президиума Верховного Совета СССР 1 января стало праздничным и выходным днём. По закону от 25 сентября 1992 года в России и 2 января стало выходным. С 2005 года в России с 1 по 5 января установлены новогодние каникулы (ранее — только 1 и 2), и эти дни объявлены нерабочими, а с учётом выходных дней и Рождества — официального праздничного дня, выходные длятся 10 дней. С 2013 года в России новогодние каникулы увеличились до 8 дней (с 1 по 8 января).
В России начало года 1 января введено первым российским императором Петром I в 1699 году, став одной из его реформ. Новый 1700 год праздновался в Москве по царскому приказанию целых семь дней; домовладельцы должны были ставить перед домами и воротами, для украшения, хвойные деревья, и каждый вечер зажигались смоляные бочки, пускались ракеты, палили из двухсот пушек перед Кремлем и в частных дворах из маленьких орудий. Все это делалось на заграничный образец.
Но по-настоящему всероссийским праздником Новый Год стал в ХХ веке. Западные традиции принесли традиционные украшенные ели. Эпоха Петра Первого и последующих правителей-реформаторов принесла фейерверки. При этом зарубежные веяния обычно русифицировались. Так Санта Клаус быстро отождествился с Дедом Морозом. В советское время обязательными атрибутами Нового года стали: шампанское, мандарины на столе, бенгальские огни, хлопушки, бой курантов и торжественное обращение государственного лидера к гражданам страны. В Российской империи в новогоднюю ночь проводились балы, в советское время на смену им пришли, как и в ряде других стран, новогодние огоньки и застолья, которые сопровождают традиционные песни, такие как «В лесу родилась ёлочка» и «Пять минут».



Аватара пользователя
VIK586
Старожил форума
Сообщения: 653
Зарегистрирован: 10 дек 2016, 22:13
Репутация: 28
:
Откуда: г. Псков
Благодарил (а): 194 раза
Поблагодарили: 749 раз

Re: Новый год и нотгельды.

#2

Непрочитанное сообщение VIK586 » 16 дек 2016, 08:03

Новый Год в России невозможно себе представить без Деда Мороза.

Изображение

В каждой стране есть свой зимний герой, который каждый год приходит к детям.
Дед Мороз (Морозко, Трескун, Студенец) — славянский мифологический персонаж, повелитель зимнего холода. Древние славяне представляли его в образе низенького старичка с длинной седой бородою. Его дыхание — сильная стужа. Его слёзы — сосульки. Иней — замёрзшие слова. А волосы — снежные облака. Супруга Мороза — сама Зима. Зимой Мороз бегает по полям, лесам, улицам и стучит своим посохом. От этого стука трескучие морозы сковывают реки, ручьи, лужи льдами. А если он ударит посохом об угол избы — непременно бревно треснет. Очень не любит Морозко тех, кто дрожит и жалуется на стужу. А бодрым и весёлым дарует крепость телесную и жаркий румянец. С ноября по март Мороз так силён, что даже солнце перед ним робеет.
Дед Мороз впервые появился в России на Рождество в 1910 году, однако не приобрёл широкого распространения. Едва появившись в начале ХХ века, он был запрещен после революции 1917 года, и был разрешен вновь лишь в 1948 году.
Дед Мороз немного суров на вид. Носит голубую шубу до земли и высокую шапку, в руках у него ледяной посох и мешок подарков. Наш Дед Мороз единственный женатый Дед среди всех остальных Дедов: у него есть жена - Зима. Да и "дедом", кстати, зовется не просто так, а потому, что внучка есть, Снегурочка.
К нам Дед Мороз приходит на Новый год не один, а со Снегурочкой.
Но Снегурочка - это совсем позднее дополнение, уже даже советских времен... Впервые эта барышня появилась в пьесе А. Островского, причем не в качестве веселой внучки Деда Мороза, помогающей ему развлекать детей, а в качестве весьма унылой дочери Мороза и Весны, основным занятием которой было разбивать мужские сердца. А потом она влюбилась - и растаяла.

Внешние особенности Деда Мороза и его неизменных атрибутов таковы:

1. Дед Мороз носит очень теплую шапку с меховой опушкой. Внимание: никаких бомбошек и кисточек!

2. Нос Деда Мороза – обычно красный. (Никаких дурных аналогий! Просто на крайнем севере ОЧЕНЬ ХОЛОДНО! А алкоголя божественный Дед не боится.) Но также допускается вариант синего носа в силу снежно-ледяного происхождения Дедушки.

3. У Деда Мороза борода до самого полу. Белая и пушистая, как снег.

4. Дедушка Мороз носит длинную толстую шубу на меху. Изначально цвет шубы был белым; затем, в самом начале ХХ века - стал синим, холодным; в советское время изменился на "революционный" красный, что совсем глупо по отношению к языческому Богу. На данный момент допускаются два варианта - белый и, в крайнем случае, синий.

5. Руки Дед Мороз прячет в огромные трехпалые рукавицы.

6. Дед Мороз никогда не носит ремней и, обычно, не подвязывает шубу кушаком. Его шуба имеет внутренние застежки. Кушак появился уже в ХХ веке.

7. Дед Мороз предпочитает исключительно валенки. И не удивительно, ведь при – 50 гр. С (обычная северная температура воздуха) в сапогах даже у Снежного хозяина ноги отмерзнут.

8. При себе Дед Мороз всегда имеет волшебный посох. Во-первых, чтобы легче было по сугробам пробираться. А во-вторых, по легендам, Дед Мороз, еще будучи "диким Морозко", этим самым посохом народ и "морозил".

9. Мешок с подарками – более поздний атрибут Хозяина зимы. Многие дети верят, что он бездонный. Во всяком случае, Дед Мороз никогда никого к мешку не подпускает, а сам достает из него подарки. Делает это он неглядя, но всегда угадывает, кто какой подарок ждет – на то он и Бог.

10. Дед Мороз передвигается пешком или на санях, запряженных тройкой, или мгновенно перемещается таинственным божественным образом, о котором нам знать не дано. Любит также рассекать родные просторы лыжным ходом. Случаев использования Дедом Морозом оленей не зарегистрировано - они для нашего могучего Бога мелковаты.

11. Самое главное отличие русского Деда Мороза – его неизменная спутница внучка Снегурочка. Оно и понятно: в одиночестве да на крайнем севере, где одни тюлени да пингвины, с тоски умереть можно! А с внучкой оно веселее.



Аватара пользователя
VIK586
Старожил форума
Сообщения: 653
Зарегистрирован: 10 дек 2016, 22:13
Репутация: 28
:
Откуда: г. Псков
Благодарил (а): 194 раза
Поблагодарили: 749 раз

Re: Новый год и нотгельды.

#3

Непрочитанное сообщение VIK586 » 16 дек 2016, 08:07

В Германии тоже есть свой Дед Мороз, который приносит подарки, только зовут его иначе. И родословная этого Деда Мороза до сих пор вызывает споры.

Немецкий Дед Мороз приходит не под Новый год, как в России, а в День святого Николая. Утром 6 декабря, едва успев проснуться, дети стремглав несутся к двери, чтобы с восторгом обнаружить за ней носок или башмак, наполненный сладостями. Есть одно лишь "но": в Германии никто до сих пор толком не знает, как выглядит Санкт-Николаус (Sankt Nikolaus). То он благообразный белобородый дед в мохнатой шубе и красном колпаке, то - католический епископ в сутане с тиарой на голове и жезлом в руке.
А зародилась эта неразбериха еще в стародавние времена. Начать хотя бы с того, что под именем Санкт-Николауса (в русской традиции - святого Николая) почитают сразу двух святых. Один из них, епископ Николаус из Миры, жил в IV веке н.э., а другой, его тезка, епископ Николаус Сионский, - в V веке. Позже святой Николай почитался в Германии как покровитель мореходов, купцов, пекарей и школьников. А в XIV веке в школах при католических монастырях каждый год стали отмечать 6 декабря День святого Николая Мирликийского. Праздник сопровождался пышными процессиями, в которых участвовали монахи, дети и взрослые прихожане. Уже тогда в этот день раздавали подарки.
Но в деревнях средневековой Германии простой люд предпочитал, чтобы подарки детям приносил не католический епископ, а легендарный батрак Рупрехт, внешне очень сильно смахивающий на российского Деда Мороза. Этот обычай переняла и переиначила на свой лад появившаяся в результате церковной реформации протестантская церковь. Поэтому в католических регионах Германии Санкт-Николаус до сих пор часто предстает перед детворой в сутане епископа, а в протестантских - в крестьянском тулупе.
С течением столетий батрак Рупрехт трансформировался в помощника Николауса (вместо Снегурочки, которая немецкого Деда Мороза не сопровождает). Теперь Рупрехт носит за хозяином мешок с подарками для послушных детей и пучок розг для лентяев и хулиганов.
Но на этом путаница с Санкт-Николаусом в Германии не заканчивается. До начала XX века в Германии у него был еще один сильный конкурент -Weihnachtsmann (Рождественский дед), точная копия русского Деда Мороза. Рождественский дед (Weihnachtsmann) появился в 19 в. с легкой руки немецкого художника Моритца фон Швиндта. Первая серия картинок с его участием была опубликована в 1847 г. в мюнхенском издании „Münchener Bilderbogen“. Она сразу завоевала сердца юных читателей. Автор назвал его «Господин Зима» (Herr Winter). Этот первый немецкий Дед Мороз выглядел коренастым старичком с седой бородой. Был одет в длинное подбитое мехом пальто с капюшоном(красного цвета), красную шапочку и высокие сапоги. А в руках держал украшенную свечами елочку. Точь в точь как на нотгельде из Зонненберга в 50 пфеннигов 1920 г.

Изображение

Он тоже приносил детям подарки, но предпочитал делать это не в начале декабря, а в Рождество. С годами фигуры этих волшебников слились в одну. Теперь Weihnachtsmann - это "псевдоним" Санкт-Николауса. Или наоборот? В общем - это один и тот же седобородый дед, который сопровождает праздники весь декабрь.
Устранить это раздвоение личности во многом помогли американцы, которые придумали собственного Деда Мороза и назвали его Санта-Клаусом. Говорят, что впервые его описал в 1822 году американский профессор греческой литературы Клемент Кларк Мур. В стихотворении, которое он сочинил к Рождеству для своих дочерей, ученый утверждал, что Санта-Клаус - это тучный, веселый, седобородый старик, приезжающий на санях, которые тянет за собой восьмерка шустрых северных оленей.
Созвучие имен Санта-Клауса (которое американцы переняли у голландских иммигрантов) и Санкт-Николауса, а также возраставшее в течение всего XX века влияние американской культуры способствовали тому, что за несколько десятилетий память о христианском епископе IV века в Германии заметно стерлась, и святой Николай все чаще меняет сутану на веселый наряд Рождественского деда.
Сегодня белоснежная борода и красная шуба немецкого Деда Мороза постоянно мелькают на рождественских базарах и в толкучке предпраздничной распродажи в немецких магазинах. В Германии нет, пожалуй, ни одного уважающего себя крупного универмага, в котором свой, "фирменный" Санкт-Николаус не угощал бы детей сладостями и фруктами.
Кстати, поедая его сладкие дары 6 декабря, девчонки и мальчишки с нетерпением ждут новой встречи: в Рождество он должен положить для них под елку еще один подарок. На сей раз это будет уже не башмак со сладостями, а какая-нибудь игрушка. Правда, и здесь не обходится без конкуренции. Многие в Германии считают, что подарки под елку кладет не Санкт-Николаус и не Рождественский дед, а Christkind, то есть - младенец Иисус. Впрочем, ни того, ни другого, ни третьего пока никому не удалось увидеть...

Знаете ли Вы, что древнейшим прообразом немецкого Деда Мороза считается мифологический персонаж Ниманд («Никто»)? Прозвище это появилось потому, что именно на него немецкие дети традиционно сваливали вину, когда проказничали или что-нибудь ломали. Когда их спрашивали, кто это натворил, они отвечали: «Никто». Некоторое время существовала неразбериха с его названием, однако, в результате народный выбор остановился на «Деде Морозе». "Дед" напоминает нам об уважаемом предке, а в "Морозе" чувствуются отголоски Великого Старца, которого лучше не злить, ведь он может и урожай загубить, и людей… В общем им очень удобно было пугать детей.

Изображение

Согласно легенде, неподалеку от церкви, где проповедовал Николаус, жила очень бедная семья, в которой было три девушки на выданье, но без приданного их никто не брал в жены. Епископ, который вечером возвращался домой, случайно услышал, как одна из сестер предложила родным продать ее в рабство, чтобы на вырученные деньги можно было приобрести приданное двум другим девушкам и они смогли выйти замуж. Николаус был тронут готовностью к такому самопожертвованию и подбросил через дымовую трубу кошелек с деньгами. Случайно кошелек упал в один из вязанных чулков, сушившихся у огня. Девушки решили, что золото упало с неба в ответ на их мольбы. Старшая дочь вышла вскоре замуж, а на следующий год вторая сестра перед рождеством также повесила свой чулок у камина, и снова в нем на утро оказался кошелек с деньгами. Разумеется, третья еле дождалась очередных предрождественских посиделок, чтобы испытать свое счастье. Как вы понимаете, ей тоже повезло, а по городу и потом по всей провинции распространились слухи, что невидимый святой помогает перед Рождеством тем людям, которые заслужили это своими добрыми делами в течение года.
Оказав помощь сестрам, Николаус решил продолжить свое доброе начинание и каждый год помогать в Мире тем семьям, которые особенно нуждались. Кроме того, попутно он подсыпал орехи, сласти и фрукты в детскую обувь, которая обычно оставлялась на ночь у порога, чтобы у еще не осознающих значение праздника светлого рождества Христова малышей эти дни ассоциировались с радостью и чудом. Николаус был "разоблачен" согражданами совершенно случайно, когда очередной предрождественской ночью пробирался от дома к дому с мешком подарков под белым плащом и наткнулся на сторожа. Тот созвал людей, и в незнакомце под странным одеянием они узнали своего епископа. Николаусу пришлось все рассказать.
Когда 6 декабря 345 года н.э. епископ умер, за свои добрые дела и совершенные им чудеса церковь возвела его в сан святого. Благодарные ликийцы решили в память о святом Николаусе (интересно, что некоторые лингвисты считают, что американский Санта Клаус - это тот же Святой Николаус, но в произношении маленьких детей, обычно сокращающих трудные для них имена) продолжить традицию подарков, причем именно 6 декабря.
Святой Николаус всегда приходит ночью. Обычно он едет верхом на ослике. За ним следует маленький чернокожий озорник-помощник, который несет мешок с подарками. Помощник не только отвечает за сохранность подарков Святого Николауса, но и суёт в свой мешок непослушных детей. Чтобы избежать этого наказания дети должны отличиться хорошим поведением, особенно накануне. В Нидерландах, некоторых регионах Бельгии и Германии дети даже поют специальные песенки и рассказывают стишки, чтобы показать Николаусу, какие они хорошие. На этом подготовка к празднику не заканчивается. У двери или под окном ставят начищенный ботинок, а рядом с ним кладут морковку или пучок сена, чтобы ослик Святого Николауса не прошел мимо. Если в доме есть камин, то около него обязательно вешается самый большой носок. По традиции в праздник Святого Николауса дети получают в подарок особые сладости (спекулос, марципан, засахаренные фрукты), но последнее время список подарков расширился - в предпраздничный вечер детишки кладут в башмак записочку, в которой пишут, чтобы им хотелось получить. Святой Николаус появляется в традиционной одежде епископа - в красной сутане, расшитой золотом, остроконечной шапке с крестом и с загнутым жезлом в руках. По легенде, он приходит еще в середине ноября и ходит по окрестностям, чтобы разузнать, кто как себя вел в прошедший год. Подарки, оставленные Николаусом, предназначаются, как правило, для всей семьи и друзей, что очень удобно в случае со сладостями.



Аватара пользователя
VIK586
Старожил форума
Сообщения: 653
Зарегистрирован: 10 дек 2016, 22:13
Репутация: 28
:
Откуда: г. Псков
Благодарил (а): 194 раза
Поблагодарили: 749 раз

Re: Новый год и нотгельды.

#4

Непрочитанное сообщение VIK586 » 16 дек 2016, 08:11

В Австрии как и в Германии дети ждут День святого Николая в ночь с 5-6 декабря. Только сопровождает Санкт-Николауса (Sankt Nikolaus) в альпийском регионе не Рупрехт и не Снегурочка, а Крампус.

Изображение

Николаус был очень благосклонен к морякам, чьим покровителем он являлся. По одной из легенд, он спас корабль, попавший в бурю, проведя корабль через штурм к надежному причалу. А моряку, погибшему при сложных манёврах, вернул жизнь. С начала 15 века, возникла традиция изготовления бумажного кораблика, в которые Николаус складывал свои дары. Позже, бумажные кораблики превратились в сапожки, туфли и носки.
Дети всегда с большим интересом ожидают наступления 6 декабря. И уже с вечера 5 декабря, выставляют свои чисто помытые сапожки или туфельки на крыльцо перед входной дверью. А с раннего утра, первым делом открыв глаза, бегут смотреть, что же вкусненького положил им Николаус на этот раз. Основным правилом Николауса является то, что он не делит детей на не послушныx и хороших или добрых и злых. Сладкие подарки получают абсолютно все дети. Но к детям, которые в течении года были непослушны или совершили много нехороших поступков может заглянуть в гости и der Krampus. Он не только может опустошить оставленные Николаусом сладости, а вместо них положить мусор или кожуру от картошки. И утром в зависимости от того, что найдут дети в своих саможках или носках, узнают дети, плохо или хорошо они себя вели.
5 или 6 декабря Крампус сопровождает Св. Николая, наказывая непослушных детей и пугая их, — тем самым, он действует в противовес Св. Николаю, который раздаёт подарки хорошим детям. Говорят, что когда Крампус находит капризного ребёнка, он засовывает его в свой мешок и уносит напуганное дитя в пещеру, предположительно чтобы съесть на рождественский ужин. В более старых версиях легенд Крампус похищает детей и уносит в свой жуткий замок, а потом сбрасывает в море.
Вид этого существа и его название варьируют в зависимости от местности. Как правило, в альпийском регионе Крампуса изображают как рогатое и косматое звероподобное чудище демонической внешности(на наш взгляд обычный чёрт). Традиционно мужчины наряжаются в наряд Крампуса в течение первой недели декабря, а особенно в ночь с 5 (нем. Krampuslauf — «День Крампуса») на 6 декабря (нем. Nikolotag — «День Св. Николая») и бродят по улицам, пугая детей цепями и колокольчиками. Часто Крампуса изображают на специальных рождественских открытках (нем. Krampuskarten).
Упоминания о Крампусе имеются ещё в дохристианском германском фольклоре. По некоторым характеристикам он проявляет сходство и с сатирами из древнегреческой мифологии. В более ранний период, особенно во времена инквизиции, католическая церковь запрещала празднования с участием ряженых, изображающих рогатых существ. Тем не менее, традиция изображения Крампуса сохранилась, и к XVII веку он утвердился в рождественских празднованиях как спутник Св. Николая.
При всех различиях в изображении Крампуса некоторые его характеристики остаются общими: он покрыт шерстью, обычно бурой или чёрной, у него козлиные рога и раздвоенные копыта. Из пасти вываливается длинный заострённый язык.
Нередко Крампус несёт цепь, что символизирует оковы на дьяволе в христианской традиции. Для достижения большего эффекта он потрясает цепями. Цепи могут также дополняться колокольчиками разного размера. К языческим представлениям восходит такой атрибут Крампуса, как связки берёзовых розог (ruten), которыми он стегает детей. Наказание розгами играло важную роль в дохристианском обряде инициации. Розги могут заменяться хлыстом. Иногда Крампус появляется с мешком или лоханью за спиной — они предназначены для того, чтобы унести непослушных детей для их последующего поедания, утопления или отправления в преисподнюю.
Некоторые из этих жутковатых существ также носили имя "Мохнатый Никкель" (Pelznickel).
В XX веке австрийское правительство не поощряло изображение Крампуса. После гражданской войны 1934 года режим Дольфуса по инициативе христиан-социалистов и Отечественного фронта наложил запрет на данную традицию. В 50-е годы правительство распространяло памфлеты на тему «Крампус — порождение зла». Однако к концу века произошло восстановление празднований с участием Крампуса, и сейчас эта традиция остаётся популярной. При этом в Австрии проходила общественная дискуссия на тему допустимости использования образа Крампуса для маленьких детей.

Изображение

Изображение



Аватара пользователя
VIK586
Старожил форума
Сообщения: 653
Зарегистрирован: 10 дек 2016, 22:13
Репутация: 28
:
Откуда: г. Псков
Благодарил (а): 194 раза
Поблагодарили: 749 раз

Re: Новый год и нотгельды.

#5

Непрочитанное сообщение VIK586 » 16 дек 2016, 08:12

Приближение Рождества ощущается в Австрии уже в самом начале декабря. За четыре недели до Рождества, в воскресенье, наступает первый Адвент, в этот день австрийцы сооружают рождественский венок и устанавливают на нем четыре свечи – затем в каждый Адвент зажигают еще по одной, так что в Рождество горят все четыре. Вечером 24 декабря австрийцы празднуют «der Heilige Abend» – Святой вечер. Малышей приходится целый день не допускать к ёлке – ведь в это время её украшает младенец Христос!
Перед ужином наступает время вручения подарков – Bescherung. Сигналом того, что всё готово, служит звон колокольчика. Только после этого вся семья входит в комнату, где стоит ёлка.
По радио в это время периодически звучит знаменитая рождественская песня «Stille Nacht, Heilige Nacht». Исполняет её Венский хор мальчиков, ну а собравшиеся у семейных ёлок австрийцы подпевают. Здесь непопулярны другие известные рождественские песенки: «Jingle Bells» или «O’Tannenbaum». В дни Рождества «Тихая ночь» становится австрийским национальным гимном.
Подарки уже лежат под ёлкой рядом с традиционными деревянными яслями. Зажигаются бенгальские огни. После этого можно открывать подарки и лакомиться сладостями с ёлки.
Всенощная под Рождество – важнейшая традиция для австрийцев. Они не так уж набожны, многие из них приходят в церковь только под Рождество. Но этот обычай жители Австрии чтут свято. Так принято с давних времён.
Особенно красиво в этот час в деревнях и горных долинах. Со всех концов к местным храмам съезжаются повозки, украшенные факелами. В темноте полуночное шествие огней выглядит впечатляюще.
Все австрийские рождественские традиции происходят из христианской веры, но отношение к ним у большинства людей не связано с религиозностью.
Образ «Младенца Иисуса Христа» был одобрен Мартином Лютером во время церковной Реформации, явно для того, чтобы воспрепятствовать популяризации образа голландского Святого Николая, дарителя подарков. На протяжении XVI—XVII вв. многие европейские протестанты восприняли идею, предложенную Лютером, а также перенесли традиционную дату дарения подарков с 6 декабря (день святого Николая) на рождественский сочельник. «Младенец Иисус», как он знаком немецким детям, мало похож на исторического Младенца из Вифлеема. В течение XIX века образ дарителя «Младенца Иисуса» был воспринят в католических областях, и в то же самое время удивительно быстро стал заменяться более или менее секуляризованной версией «святого Николая», Вайнахтсмана (Дед Мороз, Санта-Клаус) в собственно протестантских регионах.
«Младенец Иисус» в роли дарителя подарков изображается подобным эльфу, обычно со светлыми волосами и ангельскими крыльями. Влетает в комнату через форточку или лоджию. Иногда вместе с «Младенцем Христом» приходит Ангел, который и приносит подарки. Дети никогда не видят дарителя лично, а родители говорят им, что «Младенец Иисус» не придёт, если дети будут любопытны и попытаются подсмотреть, кто положил подарки под ёлку. Дети могут войти в гостиную, где находится Рождественская ёлка, чтобы распечатать подарки, только когда родители скажут, что «Младенец Иисус» уже ушёл. В некоторых традициях об отбытии Гостя уведомляет звон маленького колокольчика (настоящий или выдуманный). Родители или объявляют детям, что сами его слышали, или звон тайно производится одним из взрослых. К нашему времени Кристкинд «мутировал» в златокудрую девчушку в белоснежном платье. Нередко ее изображают еще и с ангельскими крылышками.
Знакомые с детства библейские мотивы украшали немецкие бумажные заменители денег(нотгельды) времен гиперинфляции. Так в 1921 г. в городке Кала (Тюрингия) увидела свет серия из шести нотгельдов (50 пфеннигов каждый). Эти яркие региональные дензнаки размером чуть больше спичечной этикетки пересказывали историю рождения и первых лет жизни Христа в ее классической интерпретации. Появление сына божьего на свет в Вифлееме, приход к роженице с младенцем пастухов, подношение подарков волхвами и бегство семьи Спасителя от солдат кровожадного тирана Ирода, приказавшего уничтожить всех новорожденных.
Рождество в Европе — одно из важнейших празднеств. Если не самое важное. В некоторых регионах Германии его даже называют пятым временем года.

Изображение



Аватара пользователя
VIK586
Старожил форума
Сообщения: 653
Зарегистрирован: 10 дек 2016, 22:13
Репутация: 28
:
Откуда: г. Псков
Благодарил (а): 194 раза
Поблагодарили: 749 раз

Re: Новый год и нотгельды.

#6

Непрочитанное сообщение VIK586 » 16 дек 2016, 08:20

Утверждается, что Кристкинд и Weihnachtsmann (Вайнахтсман) - "рожденственский старик, человек" никогда не появляются вместе. Этому, правда, противоречит изображение с автрийского нотгельда в полкроны 1921 г. из местечка Брук-ин-Пинцган, где они показаны бок о бок.
"По легенде много лет назад Вайнахтсман был злым духом, по ночам он летал над Веной, заглядывал в окна домов и, увидев не спящих детей, выкрадывал их для последующей экзекуции.
Перевоспитался Вайнахтсман примерно 300 лет назад. Случилось это так. Возвращаясь с охоты с очередным ребенком в руках, «ночной человек» наткнулся на трубочиста. Последний, видимо, из любви к детям, накостылял злодею по полной программе. После этого Вайнахтсман резко подобрел и делать черные дела зарекся. Теперь каждый Новый год он дарит малышам марципановые пряники и фигурку трубочиста на счастье."
"Согласно поверью, рождественские подарки приносят детям и оставляют под ёлкой не родители или родственники, а различные персонажи. Это или родившийся младенец Христос (Christkind), или аналог нашего Деда Мороза, так называемый Вайнахтсман (Weihnachtsmann).
Младенец Христос сегодня изображается отнюдь не младенцем, а маленьким мальчиком (на вид 5-7 лет) или девочкой–ангелом (на вид лет 12-15) с длинными волосами и (в основном) закрытым лицом. Поверье о том, что младенец Христос приносит рождественские подарки, существует только в немецкоязычных странах.
Вайнахтсман – это не спутник младенца Христа, а, так сказать, самостоятельный рождественский персонаж. Они не приходят вдвоём, как говорится, „или-или“. Вайнахтсман приносит подарки в основном в Северной Германии, где распространены евангелические (протестантские) общины, и медленно „вытесняет“ на этом поприще младенца-Христа.
В немецкоязычных странах, таким образом, существует различие между Вайнахтсманом, приносящим подарки на Рождество, и Святым Николаем, который занят этой приятной обязанностью 6 декабря. В большинстве других европейских стран Николай, по традиции, приносит подарки в течение года дважды.

Изображение



Аватара пользователя
VIK586
Старожил форума
Сообщения: 653
Зарегистрирован: 10 дек 2016, 22:13
Репутация: 28
:
Откуда: г. Псков
Благодарил (а): 194 раза
Поблагодарили: 749 раз

Re: Новый год и нотгельды.

#7

Непрочитанное сообщение VIK586 » 16 дек 2016, 08:23

Ещё одним из главных атрибутов Нового года считается - ёлка. Но почему данное дерево стало так почитаемо, мало кто знает. Вашему вниманию представляю несколько легенд по этому дереву.

Изображение

Согласно старинной легенде, ель стала символом Рождества по желанию небесных сил. Когда в Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель, под пение ангелов на темном небе зажглась новая яркая звезда. Внемля божественному знамению, к пещере поспешили не только люди, но и животные и растения. Каждый старался показать новорожденному свою искреннюю радость и принести какой-нибудь подарок. Растения и деревья дарили Младенцу свои благоухания, цветы, плоды и листья.
На радостное событие спешила с далекого севера и Ель. Она пришла самой последней и, стесняясь, встала в стороне. Все удивленно спросили ее, почему она не заходит. Ель ответила, что ей очень хочется войти, но ей нечего подарить Божественному Младенцу, и она боится испугать Его или уколоть иголками. Тогда растения поделились с Елью своими дарами, и на ее ветвях стали красоваться красные яблоки, орехи, яркие цветы и зеленые листочки. Ель очень обрадовалась, поблагодарила всех, и тихо подошла к Иисусу. Младенец улыбнулся, увидев красивую, разноцветную, добрую Ель, и тогда над самой ее верхушкой еще ярче засияла Вифлеемская звезда…

Изображение

По другому, похожему преданию, Ель не пустили к Младенцу гордые Маслина и Пальма, насмеявшись над ее колючими иголками и липкой смолой. Скромная Елка не стала возражать и грустно смотрела в светлую благоухающую пещеру, думая о своей недостойности зайти в нее. Но Ангел, который слышал разговор деревьев, сжалился над Елью и решил украсить ее ветви небесными звездами. Ель великолепно засияла и зашла в пещеру. В этот момент Иисус проснулся, улыбнулся и протянул к ней ручки. Ель возрадовалась, но не загордилась, и за скромность Ангел наградил доброе деревце, сделав его отныне знамением светлого праздника Рождества.



Аватара пользователя
VIK586
Старожил форума
Сообщения: 653
Зарегистрирован: 10 дек 2016, 22:13
Репутация: 28
:
Откуда: г. Псков
Благодарил (а): 194 раза
Поблагодарили: 749 раз

Re: Новый год и нотгельды.

#8

Непрочитанное сообщение VIK586 » 16 дек 2016, 08:26

Существует такая версия появления новогодней ёлки: у гуннов в самый первый день года на землю спускался бог Йерлу. В этот день полагалось ставить в домах елки, поскольку у гуннов ель считалась священным деревом. Получается, таким образом, что этой традиции уже 5 тысяч лет. Гунны и принесли ее в Европу.

Изображение

Древние языческие народы в праздники часто украшали свои жилища зелёными ветками. В гороскопе друидов (кельтских жрецов, поклонявшихся лесу, деревьям) характер и судьба человека были связаны с «его» деревом (у каждого человека, в зависимости от даты рождения) . У ранних кельтов ель считалась обиталищем лесного духа, требовавшего кровавых жертв — внутренностей людей и животных, которые друиды регулярно развешивали на ветвях дерева. Когда окрепшая христианская церковь запретила жертвоприношения, народы Европы заменили внутренние органы шарами из дерева, которые в дальнейшем стали стеклянными, а кишки — тряпочными и бумажными гирляндами.
Что касается доброго дедушки Мороза и его западного аналога Санта Клауса, то они произошли от древнего и злобного кельтского божества, Великого Старца Севера, повелителя ледяного холода и пурги. Он тоже ходил по домам с холщовым мешком, но не раздавал подарки, а собирал жертвоприношения, которые ему недодали в течение года. Визит Старца с мешком не предвещал ничего хорошего: как правило, после его ухода в доме оставались только обледеневшие трупы.
Для того, чтобы оградить поселок от ужасного визита, друиды приносили свирепому божеству общую жертву — в мороз раздевали и привязывали к дереву юную девственницу. Именно ее замерзший, покрытый инеем труп и стал прообразом веселой Снегурочки, сопровождающей Деда Мороза

Изображение

Наши предки-славяне верили, что в деревьях обитают духи растительности и плодородия, от которых зависит урожай хлеба, фруктов и овощей. Могущественные духи были не только добрыми, но и злыми, поэтому их нужно было умилостивить подарками. Вечнозеленая ель занимала особое место среди всех деревьев. Она была священным центром, «мировым древом» , символизирующим саму жизнь и новое возрождение из темноты и мрака. На самой большой елке в лесу ежегодно, в конце декабря (когда начинался «солнечный» год) люди «развешивали разные подарки» для духов, чтобы сделать их добрее и получить богатый урожай. Приносилась искупительная жертва, как бы воспроизводящая первую жертву сотворения мира. Древние европейцы подвешивали к зеленым ветвям ели яблоки — символ плодородия, яйца — символ развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия, орехи — символ непостижимости божественного промысла. Считалось, что наряженные таким образом ветки ели отводили злых духов и нечистую силу. Наряжали елку и игрушками. А поведали миру обо всем этом то ли волхвы, то ли древние германские пастухи. Затем этот веселый и уютный обычай проник в особняки и замки, где росли принцессы. Вырастая, они выходили замуж за иноземных принцев и приносили немецкий зимний обычай в другие страны Европы. Именно юная немецкая принцесса, выданная замуж за наследника британского престола, нарядила в конце XVII века первую елку в Англии. Другая принцесса из Германии научила этому французов. Кстати некоторые ученые считают, что первая елка была украшена в XVI веке в г. Эльзасе (принадлежавшем ранее Германии, а сейчас это часть Франции) .



Аватара пользователя
VIK586
Старожил форума
Сообщения: 653
Зарегистрирован: 10 дек 2016, 22:13
Репутация: 28
:
Откуда: г. Псков
Благодарил (а): 194 раза
Поблагодарили: 749 раз

Re: Новый год и нотгельды.

#9

Непрочитанное сообщение VIK586 » 16 дек 2016, 08:28

Немецкие ученые обнаружили письменные свидетельства, относящиеся еще к XVI веку, из которых со всей очевидностью следует, что маленькие елочки, украшенные яблоками и сладостями, раньше всего появились в Эльзасе. В Германии елочку подвешивали к потолку, порою даже макушкой вниз, вместо того чтобы поставить, или вообще наряжали буковое деревце. Только эльзасцы еще четыре века назад знали, как правильно поступать.

Однако, судя по всему, рождественское дерево появилось в Германии в средние века, 24 декабря, церковному календарю поминают Адама и Еву, прародителей рода человеческого, в домах ставили украшенную яблоками елку, которая олицетворяла райское древо познания добра и зла. На елку вешали вафли, символизировавшие употребляемый в обряде причащения (евхаристии) хлебец, в память об искуплении Спасителем грехов рода человеческого. Одновременно существовал обычай устанавливать (в той же комнате) так называемую "рождественскую пирамиду" - треугольную конструкцию из дерева, на полочках которой стояли различные фигурки, лежали ветви вечнозеленых деревьев, горели свечи, а вершину украшала "вифлеемская звезда". А потом прижимистые бюргеры, вероятно, решили заменить два праздничных ритуала одним. Так и появилась рождественская ель.

Изображение

Существует и другая версия. Рассказывают, будто бы первым принёс ёлку в свой дом сам Мартин Лютер, основатель направления в христианстве, которое называется лютеранством. Однажды, в 1513 году, в ночь, накануне Рождества, Лютер шел домой и, взглянув на высокое небо, на сияющие звёзды, он услышал едва различимый их серебряный перезвон, и ему показалось, что и ели, стоящие вокруг, тоже осыпаны яркими сверкающими звёздами. Тогда-то он и принёс домой маленькую ёлочку, украсил её свечами, чьи огоньки напоминали звезды на небе и сверкающими звёздочками. С тех пор рождественские и новогодние ёлки поселились в домах и стали радовать детей и взрослых. Поначалу нарядные "рождественские деревья" появлялись только в домах богатых дворян и купцов. Сначала их украшали небогато: использовали только орехи и яблоки. Но постепенно украшения становились всё более яркими.

Изображение



Аватара пользователя
VIK586
Старожил форума
Сообщения: 653
Зарегистрирован: 10 дек 2016, 22:13
Репутация: 28
:
Откуда: г. Псков
Благодарил (а): 194 раза
Поблагодарили: 749 раз

Re: Новый год и нотгельды.

#10

Непрочитанное сообщение VIK586 » 16 дек 2016, 08:29

В России считается что новогодний ритуал ввёл Петр I. Указ Петра I в канун 1700 г. , закрепляющий перенос Нового года на 1 января, гласил: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых» . Но о елке как украшении дома речь еще не шла. Как и любое западное новшество, оно развивалось с трудом. При Петре Первом елки в домах не ставили, а украшали жилище веточками, хвойными лапами. По существующему благородному и красивому обычаю ко дню новогоднего праздника выращивали в кадках цветущие вишни — и «свечи мира» горели рядом с цветами на маленьком деревце. Так, с незапамятных времен во многих домах на Новый год покрытая бело-розовыми и нежными лепестками благоухала, подобно нарядной невесте, славянская новогодняя вишня, а не колючая ель. Настоящие новогодние елки, а не веточки ели и сосны, пришли к нам лишь в 30-х годах XIX века. Да и то, наряженные елки стояли в домах петербургских немцев. А публично в столице ёлки ставились в столице только с 1852 года. К концу XIX века ёлки стали главным украшением и городских и деревенских домов. В XX веке елки были неотделимы от зимних праздников вплоть до 1918 года, когда из-за принадлежности украшенной елки к Рождеству и религии, новогоднее дерево было запрещено на целых 17 лет (до 1935 года) . И только в 1949 году 1 января стал нерабочим днем, и новогоднее дерево вновь вернулось в наши дома.



Аватара пользователя
VIK586
Старожил форума
Сообщения: 653
Зарегистрирован: 10 дек 2016, 22:13
Репутация: 28
:
Откуда: г. Псков
Благодарил (а): 194 раза
Поблагодарили: 749 раз

Re: Новый год и нотгельды.

#11

Непрочитанное сообщение VIK586 » 16 дек 2016, 08:30

С наступающим Рождеством и Новым годом, ГОСПОДА!!!

Изображение



Ответить

Вернуться в «ИНФОРМАЦИЯ.»